ЦЕРКОВЬ, экклезия - Страница 2

На основании Священного Писания в письменных памятниках первых веков христианства сложилось определённое вероучение о церкви вообще, по которому писатели первых трёх веков называли её кафолической (или вселенской) и исповедовали, что «католическая церковь едина, неразлучна и нераздельна». По этому учению, единая вселенская церковь есть от Бога учреждённое общество, обнимающее христиан всех времён и народов, состоящее во всякое данное время из лиц, соединённых между собой верой, законом Божьим (нравственным), священноначалием и таинствами. Церковь святая постольку, поскольку все члены призваны к святой жизни в Боге, искупившем их грех. Средствами для такого освящения являются таинства, совершаемые церковью. Церковь соборная (кафолическая, от греческого kafolikos, что значит «всеобщий») постольку, поскольку она должна возвестить всем людям, к какой бы культуре они не принадлежали, Благую весть о спасении в грядущем Царстве Божьем. Церковь апостольская постольку, поскольку Благую весть о спасении она получила от апостолов, непосредственных учеников Иисуса Христа. Благодаря сочинениям учеников апостолов (апологетов) сформировалось Священное Предание, которое продолжило Откровение Евангелия. С экклезиологической точки зрения принципиальными являются трактат одного из первых Отцов церкви Иринея Лионского (около 130 – 202 гг.) «Против ересей», раскрывающий наряду с сочинениями одного из выдающихся ранних апологетов Тертуллиана (155/165 – 220/240 гг.) апостольское происхождение учения церкви и преемственность её иерархии в противоположность гностицизму, а также послания Карфагенского епископа Киприана (около 200 – 258 гг.) против новатиан с развитием представления о единстве и святости церкви, которая заключена в таинствах (см. Таинства христианские), а не в безгрешности её членов. Из более поздних Отцов церкви очень важными для становления экклезиологии явились сочинения Аврелия Августина (Блаженного; 354–430 гг.), который в догматической полемике с донатизмом наметил целый ряд важнейших определений церкви, в частности, представление о двух периодах в жизни церкви (настоящего и будущего веков). Не менее принципиальным для ранних Отцов церкви было убеждение в невозможности достичь спасения вне церкви, ибо только в ней и заключена вся полнота благодатных даров, подаваемых членам церкви в таинствах. Тогда же оформляется и представление об основных церковных обрядах, о порядке богослужебного чина и церковной иерархии. Считается, что апостольская преемственность обеспечивает подлинность догматического и этического учения, а также сообщает законность власти епископов, стоящих во главе каждой из поместных церквей. Таким образом, с догматической точки зрения церковью принято называть соединение людей как настоящего, так и прошлых и будущих поколений, верующих в Иисуса Христа как Богочеловека, Искупителя грехов мира и прошедших таинство крещения. Целью таким образом понятой церкви является содействие спасению её членов. В полном согласии с таким единством происходило образование в разных странах самостоятельных в своём внутреннем устройстве и управлении частных, поместных церквей, с сохранением общего вероучения, но с особыми названиями по местности и по народности их членов. В памятниках апостольской и послеапостольской письменности называются Иерусалимская, Антиохийская, Египетская, Карфагенская и Римская церкви. В III и IV вв. (кроме этих церквей) образовались Армяно-григорианская, Эфиопская, Испанская, Галльская и Константинопольская церкви. Правда, в течение первых десяти веков христианства от вселенской церкви отпадали отдельные лица и целые группы лиц, иногда значительные по числу, вследствие отступления от её вероучения или от канонического подчинения церковной власти (или от сношения с ней). Но отступавшие исключались из состава вселенской церкви и признавались или еретиками, или раскольниками; поэтому их отступление не нарушало единства вселенской церкви. Многие расколы и ереси появлялись и исчезали, но были и такие, которые организовались в общественные союзы.

 



 
PR-CY.ru