ЦВИНГЛИАНСТВО

ЦВИНГЛИАНСТВО – одно из радикальных течений Реформации, начало которому положило учение религиозного реформатора Ульриха Цвингли (1484–1531 гг.); получило распространение в Швейцарии и Южной Германии. Цвинглианство во многом схоже с лютеранством. Основные положения его вероучения опирались на изложенные в посланиях апостола Павла (Новый Завет) представления об искуплении Иисусом Христом первородного греха и спасении немногих избранных людей посредством божественной благодати. Ульрих Цвингли полагал, что первородный грех – это моральная болезнь, но не вина человека. Из этого следовало, что спасение возможно и без крещения. Цвинглианство признавало богодухновенность Священного Писания. По мнению его последователей истинным было только то, что находило прямое подтверждение в Библии. По этой причине цвинглианство отвергало христианские таинства. Богослужение сводилось к проповеди, молитве и чтению псалмов (оно велось на немецком языке). Взамен христианских таинств практиковались обряды крещения и причащения под обоими видами (хлебом и вином). Эти обряды считались простыми символами: крещение символизировало принятие в общину нового члена, а причащение олицетворяло память об Иисусе Христе (при этом хлеб и вино воспринимались не как «тело и кровь Господни», а лишь в качестве их символов, поскольку пресуществление (см. Пресуществление) даров во время обряда, согласно цвинглианству, не происходило). Из храмов были удалены иконы, статуи, кресты, мощи, органы, колокола, алтари. Монашество и целибат (безбрачие) духовенства были отвергнуты, торговля индульгенциями (см. Индульгенция) была запрещена. Монастырское имущество было полностью секуляризовано (изъято), а сами монастыри превращены в школы, больницы, приюты. В основе церковной организации цвинглианства лежали принципы самоуправляемости религиозных общин, избрания и смещения служителей культа. Лучшим государственным устройством в нём считалась представительная демократия, важное место в которой должен был занимать пророк – советчик, наставник, глашатая Божественной воли. После поражения Цюриха (центра цвинглианства) в войне с католическими «лесными» кантонами (Люцерн, Швиц, Ури, Унтервальден) и гибели Ульриха Цвингли благодаря усилиям его преемника Генриха Булингера (1504–1575 гг.) цвинглианство вновь начало распространяться в Швейцарии, однако в конце XVI – начале XVII в. оно слилось с кальвинизмом и прекратило собственное существование. См. также ЦВИНГЛИ Ульрих, БУЛЛИНГЕР Генрих, Лютеранство, Кальвинизм, Реформация. Лит.: Лихачева Е. Европейские реформаторы: Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин. СПб., 1872;  Прозоровская Б. Ульрих Цвингли. СПб., 1894; Прозоровская Б. Ульрих Цвингли, его жизнь и реформаторская деятельность. СПб., 1898.

 
PR-CY.ru