«ЦВЕТНИК»

«ЦВЕТНИК» – в русской библиографии общее название рукописных и старопечатных сборников определённого характера. «Цветники» состоят из мелких выписок, изречений, примеров и так далее, извлечённых из разных интересных статей. Уподобляя себя трудолюбивой пчеле, собирающей сладость различных цветов, старый книжник (переписчик, редактор, владелец рукописи) мог называть каждый сборник такого характера цветником. Поэтому сначала слово «Цветник» служило как бы украшающим эпитетом, как и другие названия сборников и изборников – «Златая Цепь», «Златая Матица», «Пчела», «Вертоград», «Рай», «Луг», «Крин» и т.д. В первом издании своей «Истории русской словесности древней и новой» Алексей Дмитриевич Галахов смешал синодальный список «Цветника» 1665 г. с «Синайским Патериком». Как указал Николай Саввич Тихонравов в отзыве о книге А.Д. Галахова, эта ошибка могла произойти от неустойчивости названий самого «Синайского Патерика», который назывался «Луг» или «Новый Цветник». До XVII в. русские «Цветники» не имели вполне определённого типа, т.к. выбор статей и отрывков обусловливался личным вкусом древнерусского читателя: один составлял себе «Цветник» из поучений аввы Дорофея, другой выбирал «Цветы» из хронографов и «Скитского патерика», третьему нравились народные произведения вроде «Беседы трёх святителей». Обычай составлять для своего употребления «Цветники» держался в России до XVIII в. Повести и нравоучения, изложенные силлабическими виршами, соединялись иногда в сборник и назывались «Цветником». В московской синодальной библиотеке хранились два рукописных «Цветника»: один XVI в., содержавший краткие повести, притчи и поучения; другой составлен в 1665 г. Семёном Жюлевым из произведений, назначенных большей частью для народного чтения («Сочинения» Н.С. Тихонравова, том I). То же самое исследователи находят и в старопечатных книгах, например, в киевском издании 1628 г. «Лимонарь, сиречь Цветник отца нашего Софрония патриарха Иерусалимского, составленный Иоанном иеромонахом». Со второй половины XVII в. начинают появляться «Цветники» в узком значении термина, как собрания выписок, справок и ссылок из разных статей, сделанные не столько для душеполезного чтения, сколько для полемических целей. Такие «Цветники» были весьма обычными в старообрядческой письменности даже конца XIX в., например, описанные Иваном Афанасьевичем Бычковым в «Каталоге собрания славяно-русских рукописей П.Д. Богданова» (выпуски I и II, Санкт-Петербург, 1893 г.), Вуколом Михайловичем Ундольским в «Очерке славяно-русской библиографии» (Москва, 1871 г.), Дмитрием Александровичем Ровинским («Русские народные картинки», тома III, IV).

 
PR-CY.ru