ЩУКИН Сергей Иванович

ЩУКИН Сергей Иванович (1854–1936 гг.) – московский купец и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернисткой живописи Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ). Родом из купеческой старообрядческой семьи, сын известного в Москве фабриканта – старообрядца Ивана Васильевича Щукина, брат Дмитрия, Ивана и Петра Щукиных. В детстве не обучался в учебных заведениях по причине заикания; учился только после лечения у доктора Денгарта и окончил Высшую коммерческую академию в Гере, Тюрингия (1876 г.). В торговом доме «И.В. Щукин с сыновьями» он стал преемником отца. После покупки в 1882 г. особняка князей Трубецких в Большом Знаменском переулке С.И. Щукин распродал княжеские коллекции оружия и картины передвижников, приобретя взамен несколько норвежских пейзажей Фрица Таулова (1847–1906 гг.), которые стали зародышем будущей коллекции. Из пяти своих братьев-коллекционеров он стал последним коллекционером; до 1887 г., когда он начал целенаправленно приобретать картины, занимался коммерческой деятельностью. В отличие от большинства других русских коллекционеров рубежа XIX–XX вв., С.И. Щукин покупал картины на свой вкус, предпочитая импрессионистов, а затем и постимпрессионистов, за короткое время став одним из самых любимых клиентов парижских торговцев живописью. Поддерживал контакты с известнейшим из них, Полем Люран-Рюэлем (1831–1922 гг.), а у Амбруаза Воллра (1866–1939 гг.) приобрёл большую часть своих картин Поля Сезанна (1839–1906 гг.); всего у него их было восемь. С.И. Щукину удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства. Он признавался своей дочери: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок, – покупай её». Формирование коллекции прошло в два этапа: в 1897–1906 гг. приобретались картины импрессионистов, в 1906–1914 гг. интересы перешли к постимпрессионизму. С.И. Щукин часто ездил в Париж и даже перевёл отдельную крупную сумму на особый счёт в Берлине, чтобы оперативно оплачивать покупки (эти деньги ему очень пригодились, когда он оказался в эмиграции). В 1908 г. в журнале «Русская мысль» появилась статья Павла Павловича Муратова (1881–1950 гг.) «Щукинская галерея – очерк по истории новейшей живописи», в которой был впервые указан состав собрания и обнародована воля владельца о передаче в будущем этой коллекции в дар Третьяковской галерее. С 1909 г. С.И. Щукин открыл свой особняк для посещения всех желающих ознакомиться с коллекцией, что вызвало определённую тревогу у преподавателей Московского училища живописи за своих учеников.

 



 
PR-CY.ru