ШАРТРСКИЙ СОБОР

ШАРТРСКИЙ СОБОР – католический кафедральный собор, один из шедевров готической архитектуры. Расположен в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар, в 90 км к юго-западу от Парижа. Внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (в 1979 г.). Трёхнефное в плане здание представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 г., был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 г., разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 г., занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. С 876 г. в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Её чудесное спасение от огня было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного здания. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Возведение нового собора началось в том же 1194 г. на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 г., а освящение собора состоялось 24 октября 1260 г. в присутствии короля Людовика IX Святого (1226–1270 гг.) и членов королевской семьи. На момент постройки своды Шартрского собора были самыми высокими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрафорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV в. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 м). Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. В форме незамысловатой романской пирамиды выполнен 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 г. Северная башня высотой 113 м имеет основание, оставшееся от романского собора, а её шпиль появился в начале XVI в. (выполнен в стиле пламенеющей готики). Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 г. и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 гг., использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой теме Страшного суда. Западный портал (Христа и Девы Марии), более известный как Королевский, датируется 1150 г. и известен созданным в XII в. изображением Христа во Славе. Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII в. Всего убранство собора насчитывает около 10 тыс. скульптурных изображений из камня и стекла. На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI в. До поломки часового механизма (в 1793 г.) они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака. Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Сводчатая галерея деамбулатория огибает хор и алтарную часть, которые отделены от остального пространства резной стеной. Стена появилась в начале XVI в. и два последующих столетия постепенно украшалась резными фигурами, изображающими сцены из жизни Христа и Богородицы. Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2 тыс. кв. м. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII в. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 г. «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево». Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового Заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян. Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 г., который символизирует путь верующего к Богу (до сих пор используется пилигримами для медитаций). Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада, а расстояние от западного входа до лабиринта равно высоте расположения окна. С конца XIII в. и до наших дней Шартрский собор сохранился практически не тронутым, избежал разрушений и ограблений, не реставрировался и не перестраивался.

 
PR-CY.ru