СИЛЬВЕСТР

СИЛЬВЕСТР – Антиохийский патриарх с 17 ноября 1724 г. по 13 марта 1766 г. Начиная с Сильвестра в течение более полутора веков Антиохийский престол занимали исключительно клирики греческого происхождения, поскольку Константинопольские патриархи полагали, что сирийские арабы не тверды в православии, и им нельзя доверять управление церковью. Позднейшие униатские историки трактовали переход арабов в унию как протест против греческого засилья. Однако подобные объяснения отражают реалии, скорее, конца XIX, чем XVIII в., когда у народов Ближнего Востока чувство вероисповедного единства было значительно сильнее этнического самосознания. Кроме того, эллинизация Антиохийской церкви никогда не была столь масштабной, как в православных церквах Египта или Палестины. У православных арабов Сирии всегда сохранялась собственная влиятельная интеллектуальная элита – архиереи, писатели, проповедники. В 1724 г., после смерти патриарха Афанасия III Даббаса (1686–1694, 1720–1724 гг.) пролатински настроенные иерархи избрали на Антиохийский престол учившегося в Риме племянника митрополита Евфимия Серафима Таноса под именем Кирилла VI, который сразу признал главенство папы. Одновременно Константинопольский Синод рукоположил в патриархи православного кипрского грека  Сильвестра, который, пользуясь поддержкой султана, заставил Кирилла VI бежать в Ливанские горы под защиту местных эмиров. Таким образом, возникли две параллельные иерархии. Ожесточённые столкновения православных и униатов происходили весь XVIII в.; противостояние раскололо общину каждого города. Униаты более ста лет официально не признавались турецкими властями и были вынуждены регистрировать все гражданские акты (крещение, брак, завещания, похороны и т.д.) в православных приходах. Однако поддержка православия со стороны османских властей была весьма непоследовательной, т.к. католические дипломаты успешно оказывали давление на Порту, а симпатии пашей на местах легко покупались. С санкции османского правительства Халебская кафедра (центр униатской пропаганды) получила независимость от Антиохийского престола (1731 г.). Около 1746 г. Антиохийский патриарх Сильвестр сумел вернуть Халеб под своё управление, но поколебать там позиции униатов ему не удалось (в 1757 г. он передал Халебскую митрополию в юрисдикцию Константинопольской патриархии). В 1745 г. униатский патриарх Кирилл VI Танос, воспользовавшись длительным отсутствием Сильвестра, предпринял попытку реванша и, подкупив Порту, получил указ о признании его Антиохийским патриархом. Представитель Кирилла VI прибыл в Дамаск и занял патриаршую резиденцию, а местный паша передал ему церковь и заточил в тюрьму наместника патриарха Сильвестра. Кирилл VI разослал по епархиям приказ поминать его имя в молитвах, угрожая карами за неподчинение. Константинопольский Синод срочно вызвал Сильвестра, находившегося в то время в Валахии, и добился отмены указа о признании Кирилла VI. В Сирии начались преследования униатов, сам Кирилл VI вновь бежал в Ливанские горы. Этот район, фактически неподконтрольный турецкой администрации, стал оплотом католичества. Временами ливанские эмиры даже организовывали гонения на православных в своих владениях, принуждая их к переходу в унию. Самые сильные преследования (1780 гг.) связаны с именем ближайшего советника эмира Юсефа, маронита Гандура аль-Хури. После смерти Сильвестра (1766 г.) Константинопольский Синод снова поставил Антиохийского патриарха из греков без согласования с сирийскими митрополитами.

 
PR-CY.ru