СИЛЬВЕСТР II - Страница 3

Но в лице папы Сильвестра II и императора Оттона III образовался прекрасный союз. Оттону III за его способности и мечты современники дали прозвище «Чудо Света». Он хотел восстановить древнеримскую империю с центром в Риме. Для этого перенёс столицу в Рим, отстроил великолепный дворец, ввёл византийский церемониал, принял титул «Царя царей». Оттон III был в восторге от познаний своего учителя, но он был пылким и неуравновешенным учеником. Получив при содействии папы Сильвестра II блестящее образование (увлекался философией), он, однако, то собирался уйти в монастырь, то мечтал об освобождении Гроба Господня. Из-за своей мечтательности Оттон III не разглядел, что в Риме неспокойно. В 1001 г. здесь вспыхнуло антигерманское восстание знати и черни. Вместе с Сильвестром II Оттон III бежал от бунта в Равенну. Император предпринял два неудачных похода, чтобы возвратить себе Рим и умер во время третьего. Сильвестр II возвратился в Рим после смерти императора, когда власть в городе перешла к нобилитету, но вскоре скончался и был похоронен в соборе Святого Иоанна Латеранского в Риме (есть версия, что их обоих отравили). С понтификата Сильвестра II начался новый, самый знаменитый период в истории папства. В качестве папы он активно боролся с симонией (продажа церковных должностей) и конкубинатом (брак духовенства), которые процветали среди римского духовенства, постановил, что епископами могли становиться только люди с безупречной репутацией. Сильвестр II не проводил теократической доктрины главенства церкви, а искренне поддерживал идею её единства под покровительством Священной Римской империи, идеально вводя в её пределы все католические страны. Понимая необходимость реформы церкви, которая находилась тогда в глубоком упадке, он (вместе с Оттоном III) стремился создать в Западной Европе универсальную христианскую монархию с императором в качестве светского владыки и папой в качестве религиозного лидера, однако противодействие королей Англии и Франции, князьков и епископов Германии помешало им осуществить этот план. Всё же Сильвестру II удалось претворить в жизнь многие церковные реформы, направленные на очищение морального облика священнослужителей. В историографии о нём судили противоречиво, то принижая, то возвеличивая его. В любом случае, исследователи подчёркивали в нём умственную силу и первоклассного работника на пользу просвещения, особенную ревность к философии, которую он определял как «знание вещей божественных и человеческих» и ставил её в центр всего человеческого знания, просвещая ум не только античными мыслителями, но и христианскими. Сильвестр II не только старался поднять и облагородить философией обычный круг «семи свободных наук», но и делал её соединительным звеном между знанием и верой. Будучи ортодоксальным католиком, знатоком Священного Писания и сторонником церковных взглядов, он отдавал почётное место в теории познания и разуму, верил в возможность построить великое здание из союза метафизики, морали и религии. Обвинения его в колдовстве и чернокнижии свидетельствуют только о том, что высоту его учёности современники могли объяснить лишь вмешательством сверхчеловеческих сил. Мысль о том громадном синтезе «человеческого и божественного знания», который дал лишь в XIII в. Фома Аквинский, уже представлялась Сильвестру II, и он сделал ряд плодотворных усилий, чтобы приблизиться к выполнению этой задачи. Исследователей поражает в нём беззаветная любовь к знанию при всей видимой практичности его жизненной карьеры. Он был страстным коллекционером старинных манускриптов, любил, искал и собирал книги как истый гуманист, ценя выше всего умственный труд и умственное наслаждение. Сильвестр II является автором трактата «De rationali et de ratione uti», в котором он пытался решить проблему классификации наук. Как гуманист он был страстным и искусным учителем. Выросший без выдающихся преподавателей, он воодушевлялся традициями Цицерона и Августина, был предшественником выдающихся просветителей будущего: Абеляра, Гийома из Шампо и др. Сильвестр II оставался «раздавателем света» до самого конца своей жизни. Сквозь неполные показания источников исследователи видят в нём и хорошего человека, увлекающегося идеалами доброго наставничества, дружбы по традициям древности, верности по средневековым мечтаниям. Рядом с исканием истины он думал и об осуществлении справедливости, смягчал страсти призывом к христианской caritas. Сильвестр II учредил организацию церкви в Польше (в 999 г. канонизировал святого Войцеха (или Адальберта Пражского), а в 1000 г. учредил архиепископство в Гнезно) и в Венгрии. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru