СЕРГИЙ III - Страница 2

Хотя Сергий III и Теофилакт не поддерживали номинальную власть императора Людовика III Слепого (около 880 – 928 гг.), они не желали и предоставления императорского титула его сопернику, Беренгару I Фриульскому (850–924 гг.). Сергий III согласился короновать Беренгара в 906 г., а Беренгар, в свою очередь, предотвратил захват Рима силами Альбериха I Сполетского и Адальберта II Тосканского (оба были сторонниками папы, но были недовольны его решением поддержать Беренгара). Сергий III восстановил Латеранский дворец, который был разрушен в результате землетрясения в 896 г., и снял украшения, сделанные антипапой Христофором, реставрировал фрески и распятия и украсил стены новыми фресками. В 905 г. он выделил средства на реставрацию церкви Сильва-Кандида, которая была опустошена сарацинами. Папа также помог с восстановлением аббатства Нонантола, которое пострадало от атаки венгров, и, наконец, предоставил ряд привилегий отдельным монастырям и церквам в Западной и Восточной Франции. Как и его предшественники, Сергий III продолжал отстаивать Filioque из Никейского Символа веры, с которым не соглашалась Восточная церковь. Папские легаты, которые присутствовали на Синоде в июне 909 г., обрушились на византийские позиции: «Как Святой Апостольский Престол сделал известным нам, кощунственные ошибки Фотия всё ещё живы на Востоке, ошибки, которые учат, что Святой Дух исходит не от Сына, но от Отца... мы умоляем вас, досточтимые братья, в соответствии с наставлениями правителя римского престола, после тщательного изучения произведений отцов, извлечь из колчана Священного Писания острую стрелу, чтобы убить монстра, который снова восстал». Почти столетие спустя это заявление привело к удалению имени Сергия III из диптихов патриархом Константинополя Сергием II Мануилитом (999–1019 гг.). Тем не менее, главной проблемой в отношениях с Константинополем во время понтификата Сергия III был вопрос о четвёртом браке византийского императора Льва VI Мудрого (886–912 гг.). Император хотел жениться на Зое Карбонопсине и после критики со стороны Константинопольского патриарха Николая I Мистика (901–907, 912–925 гг.) обратился к Сергию III. Папа послал в Константинополь легатов и высказался в пользу императора, на том основании, что четвёртый брак не осуждён церковью в целом. Николай I Мистик отказался принять это решение и отлучил Льва VI от церкви. Утверждается, что Сергий III «наполнил папский двор любовницами и незаконнорождёнными детьми и превратил папский дворец в воровской притон». О том, что Сергий III имел связь с дочерью Теофилакта Мароцией (880/892 – 937/954 гг.), которая родила ему сына – будущего папу Иоанна XI (931–935 гг.), писал хронист Лиупранд Кремонский (922–972 гг.). Она приходилась также бабкой будущему папе Иоанну XII (955–963 гг.). Одним из сыновей Феодоры Младшей был папа Иоанн XIII (965–972 гг.). Эти родственные связи проливают свет на сложное положение папства в первой половине Х в. Сергий III передал свои светские функции главы Церковного государства в руки Теофилакта, который титуловал себя князем, господином, консулом и сенатором Рима, а его жена Феодора Старшая именовала себя «сенатриссой». В 909 г. Мароция вступила в официальный брак с Альберихом I Сполетским. Рождение будущего Иоанна XI в 910 г., казалось бы, указывает, что Сергий III не был его отцом, однако было очень необычно для того времени, чтобы старший сын знатного дома был предназначен для карьеры в церкви, вместо того, чтобы унаследовать титул своего отца. Младший брат Иоанна XI Альберих (911–954 гг.) впоследствии стал герцогом Сполето, что доказывает, что Иоанн XI был незаконнорождённым, и Сергий III является наиболее вероятным кандидатом на роль его отца. Сергий III был похоронен в соборе Святого Петра. Несмотря на его распутный образ жизни, римский люд любил этого папу за щедрость и заботу о восстановлении ветшающих дворцов и храмов Вечного города. Зная за собой немалые грехи, он засыпал золотом один из женских монастырей, обязывая монахинь сто раз в день произносить молитву за спасение его души. При этом многие его негативные характеристика исследователи считают конъюнктурными, содержащимися в трудах противников папы. Так, Лиутпранд Кремонский ввёл понятие «порнократия» («власть блудниц») в отношении понтификата Сергия III, на эти сведения опиралась и Liber Pontificalis. Хронист XVI в. Цезарь Бароний, опираясь на Лиутпранда, особенно резко описывал Сергия: «Негодяй, достойный верёвки и огня... Невозможно поверить, что такой папа мог быть законно избран». Однако реальность такова, что, когда Сергий III был изгнан Ламберто Сполетским, все официальные документы были уничтожены. Следовательно, большая часть сохранившихся документов о нём исходит от его противников, бежавших в Неаполь. При этом большинство современных историков негативно оценивают Сергия III и его понтификат. Гораций К. Манн пишет: «Сергий был, к сожалению, явно выраженным человеком своей партии и тревожился лишь о её благе». Лучшее, что мог сказать о нём немецкий историк и писатель Фердинанд Грегоровиус (1821–1891 гг.): «Сергий оставался папой в течение семи бурных лет и был человек большой энергии, хотя апостольские добродетели едва ли можно найти в его характере». См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru