СИМВОЛ ВЕРЫ - Страница 2

Статус общехристианского имеет Никео-Цареградский Символ веры, названный так по месту проведения первых двух Вселенских соборов – в Никее (325 г.) и в Константинополе (381 г.), на которых были приняты его 12 «членов». В нём выражено учение о Боге-Творце как сущностном единстве трёх равночестных ипостасей (или лиц), а также об Иисусе Христе как воплощении второго лица Троицы и о Его спасительных деяниях, о церкви, крещении, воскресении мёртвых и будущей жизни. Текст Символа веры звучит так: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рождённого от Отца прежде всех веков; в Свет от Света, в Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё произошло. Ради нас людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего, и погребённого, и воскресшего на третий день, согласно Писаниям. И восшедшего на небеса, и справа от Отца сидящего, и грядущего вновь со славой судить живых и мертвых, царствию же Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца исходящего, коего вместе с Отцом и Сыном славим и почитаем, через пророков говорившего. Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во оставление грехов. Чаю воскресения из мёртвых и жизни будущего века. Аминь». Важнейшее догматическое значение имело использование в этом Символе веры термина «единосущный», определяющего отношения Отца и Сына. Письменное изложение некоторых деталей этих правил веры впервые появляются около 140 г. в евангельской формуле крещения («во имя Отца и Сына и Святого Духа») у Тертуллиана (155/165 – 220/240 гг.), Киприана Карфагенского (около 200 – 258 гг.), Фирмилиана Кесарийского (III в.), в канонах коптской церкви. Руфин (345–410 гг.) нашёл так называемый апостольский Символ веры, написанный на латинском языке, в толковании на который он утверждал, что это – подлинный текст Символа веры, составленного апостолами в Иерусалиме. Явившись на Собор, апостолы имели каждый свой особый Символ веры, составленный применительно к потребностям места проповеди каждого из них. Затем они решили общими силами составить один образец веры, который мог бы служить для них во время проповеди руководством и правилом, охраной от возможного разногласия. Они назвали своё коллективное произведение Символом веры, что указывает на отбор содержащегося в нём учения из проповеди всех апостолов. Руфин найденный им Символ веры назвал апостольским потому, что каждое слово в нём дано апостолами (1 Кор. 11; Деян. 15), или потому, что он содержит веру, несомненно исповедуемую апостолами. Но так как в каждом месте, где проповедовали апостолы, существовал свой Символ веры, то название апостольского приличествует и многим другим. Исследователи считают, что Руфин увлёкся доверием к народному преданию, указывают на то, что если бы этот Символ веры был написан непосредственно самими апостолами, он был бы помещён или в книге «Деяний апостольских», или в каком-либо издании апокрифов. Руфин текст апостольского Символа веры очистил от примесей его аквилейской редакции.

 



 
PR-CY.ru