СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР - Страница 8

Во время Французской революции часы перестали идти и оставались в нерабочем состоянии вплоть до 1838 г., когда началось создание нового механизма. К 1842 г. эльзасский самоучка, часовщик и математик, талантливый инженер Жан-Батист Швильге (1776–1856 гг.) заменил устаревший механизм, добавив к прежней конструкции церковный календарь и мини-планетарий с четырьмя циферблатами, где Солнце, Земля и Луна занимали места по отношению друг к другу согласно системе Коперника. Всё остальное сохранилось таким, каким было в конце XVI в. (только вот спектакля с шествием апостолов раньше не было). Башенку слева украшают картины, изображающие музу астрономии Уранию и Коперника. Почти как часы Дазиподиуса, механизм Швильге определяет даты праздников на будущий год. Это своего рода вечный календарь (у Дазиподиуса расчёт вёлся только на 100 лет). Кроме того, насколько известно исследователям, именно Швильге первым (ещё в 1816 г.) создал механизм для расчёта даты Пасхи по григорианскому календарю. Часы показывают не только время, но также день, месяц, год, знак зодиака, фазу Луны, положение планет и некоторые астрономические данные (например, часы предсказали лунное затмение 28 марта 2006 г.). Их заводят раз в неделю, по понедельникам. Каждые 15 минут часы «оживают»: перед зрителями проплывает одна из четырёх фигурок, символизирующих бренность бытия. Фигурки аллегорически изображают четыре возраста: в первую четверть часа перед Смертью (изображённой в виде скелета) проходит младенец, потом часы обходит молодой человек, затем уже зрелый человек (воин) и, наконец, старик, который сообщает о своей смерти и скором появлении младенца. Затем цикл повторяется. Каждый час Ангел переворачивает песочные часы, появляется Иисус Христос и под звон больших колоколов на башне прогоняет скелетообразную Смерть, не позволяя той косить уходящее время. Но самый главный спектакль разыгрывается перед зрителями всего один раз в день: в 12 часов 30 минут начинают двигаться все автоматические устройства часов. Один ангел звонит в колокольчик, другой переворачивает песочные часы, и четыре персонажа, символизирующих возрасты жизни, поочередно проходят перед Смертью. На верхнем ярусе разыгрывается другая сцена: выходит Иисус Христос, затем появляются, склоняясь перед его ликом, двенадцать апостолов; потом, расправив крылья, кукарекает и хлопает крыльями петух, возвещая об отречении Петра. Иисус трижды благословляет фигурки апостолов, а затем поворачивается с благословением к прихожанам. Представление завершают античные боги на элегантных колесницах – символы дней недели. Диана символизирует понедельник, Марс – вторник, Меркурий – среду, Юпитер – четверг, Венера – пятницу, Сатурн – субботу, Аполлон – воскресенье. Примером пламенеющей готики в её наивысшем проявлении является кафедра из белого песчаника у северной стены нефа, созданная в 1485 г. Гансом Хаммером. Кафедру украшают около пятидесяти скульптур, посвящённых различным библейским сюжетам. Некоторые из них, в основном, статуи Отцов церкви на наружных колоннах, выполнены позднее, в XVIII в., и не из песчаника, а из алебастра. Здесь изображён распятый Иисус, по бокам стоят Иоанн и Мария, а также евангелисты, Ангелы с орудиями Страстей, Богоматерь с Младенцем, св. Варвара, св. Екатерина, Иоанн Креститель и многие другие святые и епископы. Вдоль кафедры струится орнамент в виде ветвей, т.е. виноградная лоза, иллюстрирующая притчу Христа: «Я есмь истинная виноградная лоза...» (Евангелие от Иоанна 15:1–8). Кафедра была заказана магистратом специально для знаменитого проповедника Иоганна Гейлера фон Кайзерберга (1445–1510 гг.), на проповеди которого в собор стекались толпы народа. На лестнице есть  небольшая фигурка собачки, напоминающей, что у проповедника была привычка приходить на службу в сопровождении своего любимца-пса.

 



 
PR-CY.ru