СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР - Страница 7

После революции 1830 г., когда на трон взошёл Людовик-Филипп I (1830–1848 гг.), новые власти потребовали снести Распятие, поскольку его присутствие на общественной площади считалось «посягательством на свободу совести граждан». Но роялисты, сторонники отрекшегося от престола Карла X Бурбона (1824–1830 гг.), выразили протест. Развернулись бурные дебаты. Протоирей собора предложил компромисс: пусть крест будет перенесён внутрь собора, и тогда верующие смогут свободно ему поклоняться. Так миссионерский крест был перенесён в северную часть трансепта, где находится по сей день. В этой же части церкви находятся и два старинных алтаря. Первый, полихромный, вырезанный из дерева алтарь св. Панкратия датируется 1522 г. Он был перенесён в собор Страсбурга из церкви эльзасского городка Дангольсхейм. Алтарь украшают скульптуры св. Панкратия, св. Екатерины и св. Николая. На боковых створках представлены сцены Рождества и поклонения волхвов. Пределлу (т.е. нижнюю часть) алтаря украшают рельефы с бюстами Христа и апостолов. Второй старинный полихромный деревянный алтарь изображает св. Роха, св. Маврикия и св. Николая. В интерьере южного рукава трансепта находится Столб (Колонна) Ангелов, созданный около 1230 г. мастерами парижского региона Иль-де-Франс. Восьмигранный ствол со связанными колоннами украшен двенадцатью статуями, в совокупности изображающими персонажей Страшного суда, отсюда другое его название – Колонна Страшного суда. В нижней зоне колонны помещены четыре евангелиста со свитками в руках. Они стоят под балдахинами, опираясь на постаменты, оформленные как капители с декором в виде почек и молодых листьев. В средней зоне трубят четыре ангела Страшного суда. В верхней зоне восседает Христос в окружении трёх ангелов, держащих орудия Страстей: терновый венец, копьё (не сохранилось), гвозди и крест. Демонстрируя рану в боку, Христос поднимает левую руку; здесь это не является жестом благословения. Под капителью, на которой стоит трон, помещены фигурки воскресших людей. Они обращаются с молитвой к Христу, поскольку заступники (Иоанн и Мария) в эту композицию не включены. Исследователи отмечают, что существует прямая иконографическая связь между декором двухчастного портала трансепта и Колонной ангелов. Если на портале, кажется, вот-вот состоится примирение «Церкви» и «Синагоги» в конце времён, то в интерьере момент второго пришествия Христа и Судного дня уже наступил. Эти два ансамбля связаны и стилистически. Все статуи, как снаружи собора, так и в интерьере, изящны и высоки, а одеяния с множеством тонко прорисованных складок выглядят легкими и почти прозрачными. В том же зале, где находится Столб ангелов, есть небольшая скульптура человечка, облокотившегося на балюстраду (по-французски его называют L'homme de la balustrade или Le scrutateur, т.е. «Внимательный, пытливый наблюдатель»). Скульптура сделана из песчаника и датируется XIV или XV в. Согласно легенде, она изображает архитектора, который соперничал со своим коллегой, воздвигшим Столб ангелов. Другой вариант легенды гласит, что это был обычный человек, простой бюргер. Так или иначе, но этот человек, кем бы он ни был, надменно утверждал, что один-единственный столб якобы не способен выдержать столь большой свод, и сказал об этом мастеру, а тот отвёл его к своим подручным каменщикам и велел сделать с него скульптурный портрет в характерной выжидающей позе. Через некоторое время готовая скульптура была установлена над входом в капеллу св. Андрея. Легенда гласит, что мастер ему сказал: «Ну что ж, месье, оставайтесь пока там и не двигайтесь! Останетесь там, приклеенный к балюстраде, на веки вечные!» И вот с тех пор человечек сидит себе наверху и ждёт, когда же колонна, наконец, обвалится. В южной части трансепта также находятся астрономические часы, созданные в XVI в., – одна из самых популярных достопримечательностей собора Страсбурга. В своё время они считались одним из семи чудес Германии. Для создания дивного устройства в Страсбург по приглашению епископа прибыла целая команда мастеров: математик Конрад Дазиподиус, братья-механики Хабрехты, художник Тобиас Штиммер и др. Работы велись в два этапа (1547–1574 гг.). Как и о многих других подобных часах, относительно этих также существует легенда: их мастеру по приказу магистрата выкололи глаза, чтобы он не смог больше нигде воспроизвести подобный шедевр. А мастер, из чувства мести, якобы разрушил своё творение под предлогом, что ему нужно что-то ещё подправить в механизме. В действительности Дазиподиуса никогда зрения не лишали, а его детище испортилось только в 1788 г., да и то просто от времени, а не злого умысла.

 



 
PR-CY.ru