СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР - Страница 6

Искуситель и неразумные девы – самые известные статуи Страсбургского собора. Исследователи отмечают, что практически все статуи, украшающие сегодня собор, являются копиями. Часть оригиналов хранится в расположенном со стороны паперти музее Нотр-Дам, а часть – внутри дамбы Вобана. Как и южный, этот боковой портал находится на уровне трансептов. Это – самый поздний портал Страсбургского собора (он относится к концу XV в.). Северный портал носит название портала св. Лаврентия и открывает вход в капеллу его имени. Портал выполнен в стиле поздней готики по проекту архитектора Жака де Ландсхута и оплетён, словно фантастическими извивающимися растениями, каменными орнаментами, украшен скульптурной композицией, изображающей мученичество св. Лаврентия (два его палача укладывают тело святого на решётку, ещё один мучитель разжигает огонь). На колонне слева от портала св. Лаврентия находится скульптурная группа, изображающая Богоматерь с Младенцем и Поклонение волхвов. На колонне справа – св. Лаврентий с четырьмя святыми. Интерьер Страсбургского собора славится также пышным скульптурным оформлением кафедры (1486 г.) и витражами XII–XIV вв. Позднероманский хор, в котором находится алтарь, расположен на возвышении, над старинной криптой (украшен фресками XIX в.). По стилю свод хора напоминает византийский; его даже сравнивают с тронным залом в замке Нойшванштайн. В центре алтаря установлен современный витраж, изображающий Богоматерь (работа художника Макса Энграна). Он был передан Европейским советом в дар собору в 1956 г. На витраже есть 12 звёзд европейского флага на синем фоне (синий цвет – цвет Богоматери). Младенец Иисус держит в руке цветок лилии – символ города Страсбурга. В хоре установлены 15 высоких дубовых кресел, относящихся к 1692 г. Скамьи были созданы столярными мастерами Клодом Бурди и Клодом Бергера и скульптором Петером Петри, отнесены к числу исторических памятников Франции. В 2004 г. хор начали переоборудовать для приведения в большее соответствие с реформами, утверждёнными на втором Ватиканском соборе (1962–1965 гг.), и в ноябре состоялось торжественное освящение нового хора. Дело в том, что в последнее время католики стремятся сделать церковь более открытой, ориентируются на более активное участие народа в богослужении и более тесное общение священников с прихожанами. В связи с этим в соборе постарались устранить все элементы убранства, которые препятствовали визуальному контакту священников с паствой. В частности, убрали громоздкую лестницу и построили ведущий из глубины хора пандус с небольшим уклоном, установили новые предметы для совершения богослужения. В левой части, с восточной стороны рукава сохранилась древняя романская ниша св. Лаврентия (в нише сегодня находится старинная купель 1453 г., выполненная мастером Жодоком Дотцингером). Капители колонн украшены фигурами фантастических животных. Купель отличается изящной проработкой и представляет собой шедевр пламенеющей готики. По неизвестной причине купель имеет не восьмиугольную (как было принято), а семиугольную форму. Напротив купели, с западной стороны рукава (через стену от капеллы св. Лаврентия), находится монументальная скульптура, изображающая молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду и сцену взятия Христа под стражу. Эта скульптурная композиция, созданная в 1498 г., первоначально предназначалась для кладбища при церкви св. Фомы, но в 1667 г. была перенесена в собор. Фигуры Христа и трёх апостолов вырезаны из песчаника, остальные – из гипса. Автор композиции – Файт Вагнер. Над сценой в Гефсиманском саду возвышается миссионерский крест. Говорят, что в 1825 г. тогдашний страсбургский епископ Тарен решил устроить так называемую «миссию», т.е. организовать неделю богослужений, молитв, проповедей и т.п., преследуя двойную цель: во-первых, искупить грехи и ошибки, совершённые в предшествующий революционный период, а во-вторых, поднять уровень «евангелизации населения». На заключительной церемонии в конце этой церковной недели на Соборной площади Страсбурга был воздвигнут монументальный крест в память о миссионерах, проповедовавших в нехристианских странах в XVI в. (крест был установлен на том самом месте, где в 1793 г. революционеры сжигали литургические книги и церковную утварь).

 



 
PR-CY.ru