СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР - Страница 4

На левом тимпане сохранилась сцена «Успение Богоматери» (1220 г.). На перемычке под ней некогда было изображено «Положение Богоматери во гроб», а на перемычке под правым тимпаном портала – «Вознесение» и «Вручение пояса Богоматери святому Фоме» (сегодняшние фигуры на перемычках – реконструкции XIX в.). Правый тимпан до сих пор украшает «Коронование Богоматери». На откосах дверей некогда находились статуи 12 апостолов. По сравнению с готическими западными и северным южный (романский) портал кажется скромным. Однако именно его украшают произведения (около 1230 г.), которые искусствоведы считают вершиной готической скульптуры, – статуи «Церковь» и «Синагога», обрамляющие портал слева и справа. Эти скульптурные изображения, оригиналы которых хранятся в страсбургском музее Нотр-Дам, были заменены на фасаде собора копиями. Между входами портала помещена статуя царя Соломона (реконструкция XIX в.) на троне судьи, а над ним – поясная статуя Христа. Исследователи находят необычным, что аллегорические статуи «Церкви» и «Синагоги» повёрнуты лицом друг к другу и к центральной фигуре двухчастного портала – Соломону. Обычно женские фигуры, аллегорически представлявшие христианство и иудаизм, изображались спорящими друг с другом, причём «Синагога» (олицетворение иудаизма) представала униженной и поверженной (в Страсбурге этот конфликт разрешился гораздо более мирно). Противопоставление торжествующей «Церкви» и поверженной «Синагоги» неоднократно привлекало средневековых ваятелей. Изображение этих аллегорических фигур – распространённый сюжет соборной пластики XII и XIII вв. (такова была иконографическая трактовка Песни Песней Соломона). Женщина, олицетворяющая «Церковь», застыла в напряжённой позе с горделиво выпрямленной спиной, она уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. В левой руке у неё чаша Крови Христовой. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твёрдой и устойчивой, даже величавой. Голова увенчана короной. «Синагога» наделена атрибутами, которые подчёркивают победу над ней «Церкви»: древко знамени, которое она держит, сломано, скрижали выпадают из рук, глаза завязаны (повязка – символ духовной слепоты). Её фигура, напротив, зыбкая и ломкая, мотив сломанного копья резонирует в изгибе тела, в ломких линиях левой руки, из которой выпадают Скрижали Завета. Статуя «Синагога» также считается вершиной страсбургской скульптуры XIII в. и одним из величайших шедевров готического искусства. У аллегорических женских фигур «Церкви» и «Синагоги» особенно тонкие длинные платья, облегающие тело, «скроенные» по моде французского двора. Такие изображения одежды в Страсбурге появились даже раньше, чем в Бамберге, и, возможно, вообще впервые в Германии. Соломон изображён здесь не только в своей традиционной функции мудрого судьи, но и как предтеча Небесного Жениха. Скульптор хотел сказать, что легендарная мудрость Соломона, которую он проявил в разрешении спора двух матерей, поможет ему в конце времён примирить «Церковь» и «Синагогу», объединить их «в любви к Божественному Жениху». На южном фасаде, на первом ярусе, находится также красивый циферблат – наружная часть находящихся в соборе астрономических часов. Под ним расположена относительно современная скульптура Богоматери с Младенцем. В нижней части второго яруса тянется ажурная галерея конца XV в., в центре которой расположены солнечные часы, украшенные фигурой человечка (1493 г.). Чаще всего этого персонажа называют «астрологом». Автор – позднеготический скульптор из немецкого города Зинсхайма Конрад Зифер, который до приезда в Страсбург работал в готической церкви св. Георгия в эльзасском городе Селеста (именно этому мастеру приписывают барельеф «Плат Вероники», украшающий изнутри северный боковой портал этой церкви). Над фигуркой «астролога» раньше помещалась скульптура св. Арбогаста, одного из покровителей Эльзаса. Исследователи считают, что Конрад Зифер поставил на этих солнечных часах свой автограф, монограмму. В верхней части южного фасада разместились две розетки XIII в. (что же касается треугольного навершия, обрамлённого двумя башенками, то оно относится к XIX в.). Немного сбоку, с левой стороны от южного портала – статуя девушки с классическими атрибутами скульптора. Согласно легенде, эта девушка была дочерью мастера Эрвина из Штейнбаха, её звали Сабина; она была умелым скульптором и каменотёсом и якобы участвовала в строительстве Страсбургского собора.

 



 
PR-CY.ru