СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР - Страница 3

Магистрат остался очень доволен его работой, поскольку Хюльтц увидел в гигантской башне не просто венчающую часть собора, но ещё и символ могущества и величия Страсбурга. В 1261 г. город выступил против князя-епископа и, изгнав его, стал республикой, так что, начиная с этого времени, контроль за строительством собора взял на себя городской совет. Таким образом, в отличие от большинства других церковных башен и шпилей, которые обычно прославляют могущество местного духовенства, шпиль Страсбургского собора всегда являлся выражением мощи установившейся в городе республики. Северная башня была увенчана шпилем в 1439 г., но вторая башня так и не была построена (несмотря на обилие соответствующих проектов), вероятнее всего, из-за отсутствия средств. Хотя, помимо этой причины, исследователи говорят, что к XV в., когда началась уже эпоха Возрождения, готический стиль (и, соответственно, высокие башни со шпилями) просто вышел из моды. Кроме того, была причина, связанная с зыбкостью почвы и риском наклона или даже обрушения всего сооружения в случае возведения второй башни. У основания шпиля находятся скульптуры медведя и быка («рассматривающих небо»). Также здесь расположены статуи Богоматери и простого смертного, архитектора Ульриха фон Энзингена. В 1518 г. в Страсбург приходит Реформация. Лютеранство в регионе быстро распространяется благодаря изобретению Иоганном Гуттенбергом (1397/1440–1468 гг.) книгопечатания и активному развитию издательского дела. В 1524 г. город окончательно принимает новое учение, и церкви переходят в руки протестантов (кафедральный собор Страсбурга становится протестантским в 1529 г.). Однако в 1549 г. распоряжением короля Карла V (1500–1558 гг.) в соборе было восстановлено католическое богослужение (примерно до 1561 г.). Затем собор снова стал протестантским, а в 1681 г. Страсбург отходит к Франции, и кафедральный собор (а заодно и ещё 40 церквей) возвращается католикам. В 1530 г. была предпринята попытка построить небольшую пробную башенку, но во время бури 1533 г. она обвалилась, и эта неудача укрепила жителей в мысли, что собор следует оставить без изменений. В период Реформации и религиозных войн собор лишился своего обычного мецената (католической церкви), что привело к обеднению его убранства. Во время Революции он понёс новые потери: пострадало 230 статуй (к счастью, 67 из них коллегии управляющих удалось спрятать и спасти). А в 1793 г. революционеры потребовали разрушения соборного шпиля, который своей необычайной высотой противоречил настроениям всеобщего равенства. Но один житель Страсбурга, кузнец по фамилии Зюльтцер, убедил революционеров, что столь заметная вершина, как шпиль собора, видная на многие километры в долине Рейна, может использоваться как символ, оповещая всех вокруг, что в этом крае теперь страна свободы. Чтобы это продемонстрировать, кузнец предложил надеть на вершину башни огромный фригийский колпак. Так и было сделано, и шпиль был спасён. В 1870 г., во время Франко-прусской войны, пострадали крыша и шпиль, а в 1944 г., во время американских бомбардировок, была сильно повреждена центральная башня и северный боковой неф (но после проведения реставрационных работ оригинальный облик собора удалось восстановить). Башня в неороманском стиле, возвышающаяся над пересечением центрального нефа и трансепта, была добавлена относительно недавно, в 1874 г. Вплоть до XVIII в. здесь было навершие в готическом стиле, впоследствии разрушенное молнией. Разрушенную башенку заменили плоской крышей, на которой установили оптический телеграф. А в XIX в. французский архитектор Гюстав Клотц (он был главным архитектором всего департамента Нижний  Рейн) соорудил башню, которую посетители видят сегодня. В 1837–1880 гг. Гюстав Клотц активно занимался строительной и реставрационной деятельностью в этом регионе (в частности, ему принадлежит план реставрации церкви св. Георгия в Селесте). Наряду с собором Бамберга, собор в Страсбурге был крупнейшим строительным проектом немецкого храмового зодчества XII–XIII вв. Ещё в начале 1220 гг. сюда пригласили скульпторов из Шартра, чтобы украсить двухчастный портал южного трансепта статуями в современном стиле, так что этот портал собора является наиболее древним. Его первоначальный вид известен лишь по гравюре, датируемой 1617 г., поскольку во время Французской революции он был почти полностью разрушен.

 



 
PR-CY.ru