СТРАСБУРГСКИЙ СОБОР - Страница 2

В итоге центральный неф приобрёл пропорции, совершенно необычные для готического собора: ширина центрального нефа в Реймсе – 30 м, а в Страсбурге – 36 м; высота же центрального нефа в Реймсе – 38 м, а в Страсбурге – 32 м. Однако при этом страсбургскому архитектору удалось создать самую современную для Германии той эпохи постройку. Причём он не просто заимствовал формы французской готики, но и развивал их. Строительство фасада собора в Страсбурге началось вскоре после завершения центрального нефа, в 1275 г. Фасад заметно превосходит по своим масштабам более ранние части здания, из-за чего кажется главным элементом всей конструкции собора. Не случайно его сооружение началось в тот период, когда Страсбург добился экономического процветания, а жители города освободились из-под власти епископа (работами стал руководить магистрат). В хрониках того времени строящийся собор воспевался как примета наступающего золотого века. Единственная (северная) башня собора относится к 1419–1439 гг. Строительство фасада и башен (которых тогда планировалось построить две) было начато Эрвином фон Штейнбахом (легендарный мастер руководил работами в 1284–1318 гг.). Но затем пространство между башнями было заполнено центральной башней-беффруа, после чего на северной башне была возведена колокольня (100 м), а на колокольне – шпиль (142 м). Эрвин фон Штейнбах разработал оригинальный план фасада (так называемый «План B»), предполагая два яруса (второй – с очень сложной центральной розеткой), три портала и две башни (искусствоведы признают этот проект весьма неординарным и очень талантливым). От закладки первого камня до момента, когда башня со шпилем ознаменовала собой окончание строительства, прошло более четырёх веков. Вопрос о том, какую роль сыграл в проектировании фасада Эрвин из Штейнбаха, впервые упомянутый в письменных источниках в 1284 г., до сих пор для исследователей остаётся спорным. Однако всеми признано, что этот фасад, кто бы ни был его автором, – работа очень талантливого мастера, причём в высшей степени оригинальная. По мере того, как строительство продвигалось вперёд, Эрвин вносил коррективы и добавлял новые детали, разработав сначала «План C», а затем и «План D». Однако в 1298 г. из-за пожара работы были приостановлены и продолжены только в 1318 г., уже после смерти мастера Эрвина. К этому моменту второй ярус был уже частично завершён. До 1339 г. работами руководил сын Эрвина – Иоганн, затем строительство продолжил Иоганн Герлах (1341–1371 гг.), который в 1355–1365 гг. возводит третий ярус. Разрабатывается новый проект, который предусматривает создание галереи апостолов над центральной розеткой и башни-беффруа со стрельчатым навершием. В 1365 г. обе башни достигают уровня нынешней смотровой площадки (платформы на высоте 66 м), в результате чего фасад приобретает облик, схожий с силуэтом Нотр-Дам-де-Пари. В 1371 г. руководство работами берёт на себя преемник Герлаха мастер Конрад, который и создаёт галерею апостолов над центральным окном-розой. Но в это время волна энтузиазма, связанного с финальной, как казалось, стадией работ, сходит на нет. Страх землетрясения (в 1365 г. из-за подземных толчков очень сильно пострадал Базель), финансовые трудности, а также людские потери, вызванные эпидемией чумы 1349 г., привели к отказу от строительства шпилей. После смерти Конрада строительством руководит Михаэль (Мишель) из Фрайбурга (1383–1388 гг.). Он и возводит в 1380 гг. центральную башню-беффруа – среднюю часть, заполнившую пустое пространство между двумя боковыми башнями. После него работу заканчивал Клаус фон Лор (1388–1399 гг.). Однако фасад не удовлетворил членов магистрата, и в 1399 г. они обратились к Ульриху фон Энзингену (1399–1419 гг.), строившему также башню Ульмского собора, который начинает возводить шпиль (к 1419 г. он дошёл до основания 8-гранного шпиля). После его смерти работы по возведению шпиля закончил мастер из Кёльна Иоганн Хюльтц (1419–1449 гг.). Он полностью пересмотрел проект и вместо постройки довольно простого шпиля, проектировавшегося Эрвином фон Штейнбахом, соорудил весьма сложную конструкцию, в которой каждая из восьми граней несёт на себе по шесть маленьких винтовых лестниц, продолжаемых 4-мя другими лестницами и, наконец, венчаемых навершием с крестом. Именно Хюльтц увенчал постройку ажурным пирамидальным шпилем, поднявшимся на 142 м (его возведение было завершено в 1439 г.).

 



 
PR-CY.ru