«САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА» - Страница 6

Также есть правовой источник начала IX в., опубликованный Амедео Пейроном под заглавием «Leges Ineditae» и происходящий из Северной Италии, с территории, которая после смерти Людовика Благочестивого перешла под власть Лотаря (он состоял из 12 глав и впоследствии был переиздан под названием «Extravagantia B»). К началу IX в. отдельные части огромной империи, сложившейся при Карле Великом, настолько отличались друг от друга, что Карл Великий и его преемники были вынуждены издавать отдельные законы для итальянских, испанских и некоторых германских областей, к числу которых относились, в частности, «Саксонские капитулярии» Карла Великого, «Capitula Italica» Пипина, «Constitutio de Hispanis» Карла Лысого и др. Как замечал Шарль Монтескьё, «законы салические, бургундские и вестготские находились в большом пренебрежении к концу царствования государей второй династии, а в начале третьей о них уже почти ничего не было слышно. <…> Со времени учреждения крупных феодов государи… не посылали более своих уполномоченных в провинции для наблюдения за исполнением изданных ими законов». После раздела Каролингской империи между сыновьями Людовика Благочестивого, а также издания «Кьерзийского капитулярия» Карла Лысого, который санкционировал политическую самостоятельность графств и фактическую ликвидацию централизованной судебной системы, «Салическая правда» постепенно утратила значение действующего источника права, уступив место французским кутюмам, немецкому «общему праву», а также многочисленным хартиям сеньоров, которые стали издаваться с наступлением эпохи феодальной раздробленности. Помимо распада централизованного государства забвению писаного закона и возвращению к неписаным обычаям в значительной степени способствовал общий культурный упадок периода «тёмных веков» европейского Средневековья. Начиная с эпохи Возрождения «Салическая правда» становится предметом интереса исследователей и издателей. Около 1550 г. французский епископ Жан дю Тийе издал «Салическую правду» вместе с некоторыми капитуляриями и другими текстами под заголовком «Libelli seu decreta a Clodoveo et Childeberto et Clothario prius aedita ac postremum a Carolo lucide emendata auctaque plurimum…». В 1557 г.  немецкий гуманист и историк Иоганн Герольд издал в Базеле сборник варварских правд «Originum ac Germanicarum antiquitatum libri», куда включил текст «Салической правды» по ныне утраченной рукописи из Фульдского аббатства. В 1602 г. Ф. Питу издал «Салическую правду» со своими комментариями. В 1613 г. появилось франкфуртское издание филолога Ф. Линденброга, в 1649 г. – Годфруа Венделина.

 



 
PR-CY.ru