СЛЮТЕР Клаус - Страница 3

Однако Клаусу Слютеру предстояло ещё решить трудную задачу украшения основания колодца. Он создаёт сложную многофигурную композицию. Шесть ангелов как бы поддерживают покатую террасу, символизирующую гору Голгофу, на которой установлены распятия и фигуры святых. Ниже ангелов, по кругу – статуи шести пророков в человеческий рост: Моисея, Давида, Исайи, Даниила, Захарии, Иеремии. Они расположены в нише шестигранного пьедестала и укреплены на каменных консолях, украшенных листвой чертополоха, винограда, цикория. На плоском срезе каждой консоли написано по-латыни имя святого. Ниши отделены друг от друга изящными колоннами. Скульптуры «Колодца пророков» раскрашены и позолочены. Внешне пророки схожи с аналогичными персонажами готических соборов в Санлисе, Шартре, Реймсе. Образы исполнены в соответствии с описанием их характеров в Библии. Но позы, жесты, выражения лиц, даже одежда передают нам их внутреннее состояние, целую гамму чувств, которые испытывают они при мысли о страданиях Христа. Пророки Клауса Слютера словно погружены в созерцание грядущих трагических событий, в размышления над вещими словами, начертанными на их книгах и свитках. Исчезла строгая торжественность готических статуй. В величественной фигуре Моисея обращают на себя внимание одеяния с обилием складок, прекрасно передающие мягкость материи и обильно драпирующие грузное тело, словно являясь его просторной оболочкой, а также выступающие детали, которые как будто пытаются проникнуть в окружающее пространство, стремясь «захватить» его как можно больше. Фигура в тюрбане – Даниил, лысый старик – пророк Исайя. Эти превышающие натуральную величину статуи с ещё сохранившимися следами позолоты и раскраски больше похожи на персонажей средневековой мистерии, которые замерли на подмостках в ожидании своего монолога. В фигуре пророка Исайи исследователей поражают точность и зрелый реализм каждой детали, от мельчайших подробностей одежды до прекрасно переданной морщинистой кожи. В отличие от статуи Моисея лицо Исайи обладает чисто портретной индивидуальностью; и это впечатление не обманчиво. Итогом развития искусства скульптуры этого периода, где творчество Клауса Слютера, безусловно, является его вершиной, стало появление первых со времён Античности настоящих портретов. Именно приверженность конкретным деталям материального мира отличает его реализм от реализма XIII в. Над монументом Клаус Слютер работал одиннадцать лет. Болезнь, другие заказы мешали осуществлению замысла. «Колодец пророков» помогли завершить соратники, хотя их работа, в основном, сводилась к выполнению декора. Часто средневековую скульптуру по содержательному наполнению исследователи ставят в один ряд с разыгрываемыми представлениями – мистериями. И действительно, «Колодец пророков» – это мистерия в камне, которая разыгрывалась Клаусом Слютером в монастыре Шартрез де Шаммоль. И ещё одно творение великого мастера – надгробие Филиппа Смелого и Маргариты Фландрской. Его в 1410 г. заканчивал Клаус де Верве.

 



 
PR-CY.ru