СЛЮТЕР Клаус - Страница 2

Монастырь был основан бургундскими властителями в честь Богородицы Девы Марии. Именно Её образ стал центром скульптурной композиции. В трактовке Клауса Слютера Мария стала не столько символом небесной царицы, сколько образом земной матери – она отличается настоящей женской красотой. Её тело отклонено назад, чтобы удобнее видеть сына, сидящего на правой руке. В выражении лица Марии, во всей фигуре живёт предчувствие горестного будущего Её сына. Герцог и герцогиня, стоя на коленях, молятся. Статуя герцога стала одним из замечательных творений французской скульптуры вообще. Это уже старик, но физическая мощь фигуры говорит о том, что недаром в схватках с англичанами при Пуатье герцог Филипп Бургундский получил к своему имени приставку Смелый. Лицо освещено улыбкой, в которой и хитрость, и доброта. Это – человек власти, умудрённый огромным опытом воина и дипломата. В 1394–1406 гг. Клаус Слютер совместно с племянником Клаусом де Верве создал для того же монастыря композицию «Голгофа», которую принято считать вершиной творчества мастера. «Гологофа» некогда украшала двор монастыря. В первоначальном виде композиция представляла собой шестигранный постамент почти двухметровой высоты, увенчанный каменным распятием и окружённый шестью статуями библейских пророков, которые за столетия до евангельских событий возвестили о смерти и воскресении Христа. Верхняя композиция плохо сохранилась, а до наших дней уцелел лишь так называемый «Колодец пророков» (или «Колодец Моисея»), включающий постамент и скульптуры. Исследователи  отмечают, что украшающие «Колодец» статуи замечательны монументальностью форм, жизненной выразительностью и мужественной силой образов. Творчество Клауса Слютера оказало значительное влияние на развитие искусства Возрождения во Франции, Нидерландах и Германии. Сегодня исследователям трудно предполагать, чем, собственно, вдохновлялся скульптор, в чём истоки патетики, скорби, суровой правды бытия, которые он заставил жить в камне? Какие мысли посещали художника в последние годы жизни? Ощущал ли Клаус Слютер кризис своего времени, что за события, личные ли, общечеловеческие ли, преломились через него в искусстве? Несомненно для исследователей другое: впервые в средневековом искусстве Франции и именно благодаря таланту Клауса Слютера явилась миру возрожденческая, по сути своей, мысль о трагичности человеческой жизни. Суровый реализм Клауса Слютера опрокинул сказочные иллюзии о продолжении жизни в потустороннем мире. Клаус Слютер работал без отдыха. Образы Христа, Девы Марии, Марии Магдалины, святого Иоанна, как указывают монастырские писцовые книги, он завершил 30 июня 1399 г. Исследователи отмечают, что Иисус, распятый на кресте, вполне традиционен, в терновом венце, с божественным ореолом. И у подножия креста характерная для подобной композиции сцена: справа – безутешная Дева Мария, обратившая взгляд к сыну, слева – святой Иоанн, впереди – святая Мария Магдалина: длинные волосы, падающие на плечо, правая рука вытянута, чтобы обнять крест (к сожалению, от этой скульптурной группы остались только фрагменты).

 



 
PR-CY.ru