РАФАЭЛЬ Санти

РАФАЭЛЬ Санти (1483–1520 гг.) – великий итальянский живописец, график и архитектор, представитель умбрийской школы, наиболее полно воплотивший идеалы Высокого Возрождения. Он не был новатором, значение его искусства не в открытии новых путей, но в том, что он синтезировал достижения своих предшественников. Верный традициям гуманизма, Рафаэль создал в своих произведениях образ совершенного человека, поместив его в окружение величественной архитектуры и пейзажа. В его произведениях нашёл наиболее яркое выражение гуманистический идеал совершенной гармонии человека и его окружения, который вскоре был опрокинут в Италии ходом исторических событий. Ясному, безмятежному духу творений Рафаэля ещё совершенно чуждо то тяжёлое разочарование, которое спустя всего лишь несколько лет после его смерти начинает сказываться в произведениях лучших художников Италии. В его жизни, видимо, не было жестоких кризисов и изломов. Он развивался последовательно и плавно, усердно работая, внимательно усваивая опыт учителей, вдумчиво изучая античные памятники. Рафаэль рано потерял родителей. Мать Марджи Чарла умерла в 1491 г., а отец Джованни Санти умер в 1494 г. Отец был художником и поэтом, первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца, а затем учился у местного мастера Тимоттео Витти. Самая ранняя работа – фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее. К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499 – 1500 гг.) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500–1501 гг.) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло. В 1501 г. Рафаэль приходит в мастерскую известного живописца Пьетро Вануччи, прозванного Перуджино (1446–1524 гг.) в Перудже, где провёл четыре года, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино. Такова хранящаяся в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге картина «Мадонна Конестабиле» (около 1502 г.). Это действительно юное произведение – по редкостной чистоте, целомудренности настроения, по священнодейственной старательности работы, но его никак нельзя назвать незрелым. Деликатная, тончайшая техника почти миниатюрной живописи, композиция, рисунок которой достоин гениального художника. Композиция вписана в круг, вернее, в полусферу, т.к. Рафаэль строит её не только закругляющими очертаниями, но и круглящимися объёмами. Круглый формат «тондо» он и впоследствии особенно любил и часто к нему обращался. Исследователи и экскурсоводы обращают внимание на певучий мягкий абрис склонённой головы, плеч и рук Мадонны. Рафаэль не ищет, как Сандро Боттичелли (1444–1510 гг.), изысканной трепетности линий и форм. Напротив, он преодолевает, обобщает прихотливую дробность форм натуры и приводит их к спокойному, величавому единству. У его Мадонн всегда гладкие волосы, чистый овал лица, чистый девственный лоб, ниспадающее покрывало охватывает фигуру сверху донизу единым плавным контуром. Так и в «Мадонне Конестабиле».

 



 
PR-CY.ru