РАЙ

РАЙ (евр. «закрытый сад») – в ряде религий (преимущественно средиземноморских) – отделённое от земного мира место пребывания человека в его совершенном состоянии. Различаются два рая: земной («рай сладости») и небесный («царствие»). Слово «рай» (фр. paradis) происходит от персидского авестийского «pairi-daeza», обозначающего «сад». Отсюда представление, связанное с садом Эдемским, который Яхве насадил «на Востоке» и в котором обитали первые люди (Бытие, 2:8). В центре сада помещалось Древо познания добра и зла. Бог вновь посадит сад в день Страшного суда в Новом Иерусалиме, и он будет копией первого сада, и праведники будут вести там жизнь вечную. Мнения о том, где находился этот рай, различны. При его описании в книге Бытия говорится, что поток, орошавший рай, был источником четырёх рек – Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. На этом основании одни исследователи ищут этот земной рай в восточной Азии, считая раем целую страну Эдем; другие находят его между Евфратом и Гангом, причём в названиях Геона и Фисона находят библейские Геон и Гифазис; третьи считают местонахождением рая Сирию, принимая Фисон за Хризоррой и Геон – за Оронт, Месопотамию или Халдею. Существует также предположение, что всемирный потоп смыл с лица земли первозданный рай, совмещающий в себе всё, что было прекрасного в первозданной природе. Рай небесный – это уготованное Богом от начала мира «царствие», где обитают души праведников и святых после земной смерти и частного суда до воскресения тел на земле и затем суда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ощущая лишь непрестанную радость и блаженство. Рай как место пребывания первых людей до совершения ими первородного греха, повлиявшего на их общение с Богом, и рай как Царство Небесное, созданное от начала мира, где обитают после смерти праведники и святые (Ис. 64:4; Лк. 23:43; 2 Кор. 5:1), представлен в иудаизме и христианстве. Однако традиционное христианское учение о рае как Царстве Небесном, описанное в богослужебных текстах и патристической литературе, является более развитым по сравнению с иудейскими представлениями, отражёнными в Талмуде и раввинистической литературе, где праведники пребывают на небесах, наслаждаясь сиянием Шхины, превышающим возможности нынешнего человеческого восприятия. При этом внимание часто заостряется на том, что состояние спасённых неизмеримо выше состояния человека до грехопадения в силу его устойчивости (этот мотив, принципиальный для православного учения об обожении, приобретает особую роль в протестантизме). Другим принципиальным моментом является видение Бога и уподобление ангелам как часть райского состояния. Но если первоначально в христианстве (как и в иудаизме) рай был принципиально вынесен за пределы человеческого понимания, то постепенно его восприятие обретает эмоционально яркий колорит и своеобразную «небесную географию» в средневековой литературе, особенно западной (от ранних латинских житий до Данте Алигьери). В частности, в последней части «Божественной комедии» Данте рассмотрены несколько небесных сфер, в которых помещены души в меру степени своего прославления.

 



 
PR-CY.ru