РЕЙМССКИЙ СОБОР

РЕЙМССКИЙ СОБОР (Notre-Dame de Reims) – один из самых известных образцов готического искусства во Франции (XIII в.). Благодаря своей архитектуре и скульптурным композициям он входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор в Реймсе, посвященный Мадонне, является крупнейшим после более ранних соборов в Париже (Нотр-Дам), Амьене и Шартре храмом французской готики «ланцетовидного стиля». Высота башен Реймсского собора 80 м (длина собора внутри – 138,69 м, высота нефа под сводами – 37,95 м). Он является самым гармоничным из всех готических соборов Франции, несмотря на то, что строительство его башен так и не было завершено (планировалось возвести семь башен с островерхими шатрами). Собор построен на месте романской церкви IX–X вв., пострадавшей от пожара в 1210 г. (фундамент нового собора был заложен в 1211 г.). Работы велись непрерывно в течение 12-ти лет. В 1241 г. был закончен хор и, вероятно, трансепт (главный неф возводили несколько позднее). Скульптурная декорация главного (западного) фасада завершилась около 1250 г. Внутри нефа на плитах пола выложен лабиринт с надписями, по которым исследователи восстанавливают имена архитекторов и годы построек отдельных частей здания. Стало известно, что мастер Жан д’Орбэ в 1211–1228 гг. возводил хор и трансепт, Жан де Лу (в 1228–1244 гг.) – западный фасад, Гоше де Ремс работал в 1244–1252 гг., а Бернар де Суассон – в 1252–1287 гг. Завершал работы Робер де Куси (до 1311 г.). Западный фасад собора построен в стиле зрелой готики. Собор создаёт впечатление весьма грандиозного сооружения. Общая схема композиции западного фасада схожа с композицией собора Парижской Богоматери, но отличается более вытянутыми пропорциями – доминированием композиционной вертикали, заострением вимпергов и пинаклей. Эти особенности характеризуют следующую, более позднюю стадию развития готического стиля. Отличительной чертой боковых фасадов Реймсского собора являются широкие и высокие окна, почти соприкасающиеся друг с другом. Каждая пара окон объединена розой, помещённой под стрельчатой аркой их общего проёма. Центральный и боковые фасады заполнены большим количеством аркбутанов, пинаклей, арок разных размеров, столбов и колонн. Боковые фасады усложнены пинаклями со статуями Ангелов. Интерес для исследователей представляют водосточные трубы, которые украшают горгульи в виде барана, кабана, дракона, грифа. Пилон центральных ворот украшает скульптура св. Сикста. В отличие от Нотр-Дам-де-Пари башни Реймсского собора образуют с фасадом единое целое. Резные капители аркад украшены лиственным орнаментом. Порталы и окна украшены вимпергами (каменными ажурными флеронами): их стрельчатые окончания (щипцы) проникают во второй ярус, визуально ломая линию карниза и стирая грани между ярусами.

 



 
PR-CY.ru