ПРОКЛ

ПРОКЛ – Константинопольский архиепископ (434–446/447 гг.), святой; память 20 ноября (по юлианскому календарю). Он был учеником и одним из самых близких людей Иоанна Златоуста (ум. в 407 г.), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. От своего учителя Прокл получил глубокие знания Священного писания, научился в совершенной форме излагать мысли, был свидетелем явления апостола Павла Иоанну Златоусту. После его изгнания и смерти Прокл Константинопольским архиепископом Сисиннием (426–427 г.) был рукоположён в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда Прокл вернулся в столицу и проповедовал в храмах Константинополя, обличая еретиков и укрепляя слушателей в православной вере (Несторий нашёл в нём сильного противника). После смерти патриарха Максимиана (431–434 гг.) Прокл был возведён на Константинопольскую кафедру и управлял церковью в течение двенадцати лет. В 438 г. его стараниями при императоре Феодосии II Младшем (408–450 гг.) из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста. Пишут, что во время патриаршества Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесён на высоту. Затем, целым и невредимым, он был опущен на землю и рассказал, что там, в вышине, он слышал и видел, как ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» – и землетрясение прекратилось (эту молитву православная церковь поёт за богослужением и до сего дня). Константинопольская паства любила своего патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя (числом 21), по отзыву древних напоминавшие отчасти Иоанна Златоуста, отчасти Василия Великого. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова в похвалу Божьей Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие православное учение о Воплощении Сына Божьего. Прокл одним из первых выступил с публичным обличительным словом против Нестория, первый указал на еретический характер сочинений Феодора Мопсуестийского (около 350 – 428 гг.). Две проповеди о Богородице важны по мыслям догматического содержания о лице Иисуса Христа. Прокл называет Богородицу «мастерской, где объединились две природы» вочеловечившегося Сына Слова Божия. Равно как светильник не является причиной света, а лишь его проводником, так и Богоматерь не является Богом, но храмом Бога. Прокл поддерживает «приснодевство» Богоматери и имя «Богородица». Божественное посещение, которое он именует «неописуемым входом и необъяснимым выходом», делает Деву Марию Богородицей. В одном из четырёх слов на Рождество Христово важно свидетельство о христианских праздниках. Трактат о воплощении Иисуса Христа содержится в «Послании (Томосе) к армянам о вере». Здесь Прокл излагал православное учение и опровергал некоторые возражения несториан, которые могли несильных догматистов натолкнуть на аполинарианское решение. Учение о личном тождестве Бога и человека во Христе Прокл проводит очень твёрдо, но не настаивает и на неслиянности и неизменности обеих природ и отчётливо распределяет между ними евангельские изречения, не смешивая их. Этот документ вполне отвечает его назначению – посредствовать между богословами двух оттенков. Вместе с выдержками из сочинений Феодора Мопсуестийского Прокл отправил его к Иоанну Антиохийскому (428–441/442 гг.), прося его образумить подведомственного ему Эдесского митрополита. Собор в Антиохии охотно подписал Томос, но на предложение осудить выдержки, в титуле которых депутаты Прокла к тому же прямо поставили имя Феодора, восточные епископы отказались, считая, что анафема против Феодора означала бы полный разрыв с церковным преданием, т.к. подобные выражения встречаются не только у восточных отцов, но и у западных. Кирилл Александрийский (412–444 гг.) также не только не настаивал на анафеме сам, но и рекомендовал ту же умеренность и Проклу. Важно также свидетельство Прокла о древней литургии Иакова, сохранившееся в виде отрывка из не дошедшего до нас в полном виде сочинения. Его приверженность основам христианской жизни, терпеливое отношение к притеснениям, в конце концов, сделали его важнейшим духовным лицом своего времени. Незлобивый и кроткий, он внёс существенный вклад в формирование христологической догмы, дал церкви мир, а его удивительные речи, посвящённые Деве Марии, закрепили за Ней именования «Богоматерь» и «Приснодева». Всеобщее уважение снискала деятельность патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах. Окружённый любовью и почётом, Прокл преставился в преклонном возрасте (в 446/447 г.).

 
PR-CY.ru