ПИЗАНСКИЙ СОБОР в честь Успения Пресвятой Девы Марии

ПИЗАНСКИЙ СОБОР в честь Успения Пресвятой Девы Марии – кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяца Деи Мираколи. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII вв., в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии. В 1987 г. архитектурный ансамбль Пьяцца деи Мираколи был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Строительство собора начато в 1063 г. архитектором Бускето ди Джованни Джудиче на деньги, полученные Пизой в качестве дани с Балеарских островов. По замыслу Бускето, собор должен был включать элементы различных стилей, византийские, ломбардские и даже исламские, что символизировало размах пизанской торговли. Получившийся стиль известен в литературе как пизанский романский стиль. Примерно в то же время строился собор святого Марка в Венеции, и одной из задач Бускето было построить собор не хуже, чем у венецианских конкурентов. Собор был освящён в 1118 г. папой Римским Геласием II (1118–1119 гг.), который сам происходил из пизанского семейства Каэтано. В первой половине XII в. архитектору Райнальдо было поручено спроектировать фасад собора. Работы по созданию фасада выполнила бригада скульпторов под руководством Гильельмо и Бидуино. На облик собора также оказали влияние перестройки и восстановления различных времён. Первая из них была проведена после опустошительного пожара 1595 г. Пожар разрушил три бронзовых портала XI в., и их заменили двери, изготовленные в мастерской Джамболоньи; одним из авторов был Гаспаро Мола. В XVII и XVIII вв. существенные изменения претерпел интерьер собора. Здание изначально было построено в виде греческого креста (с равными перекладинами) в плане, в пересечении перекладин которого сооружён купол. В настоящее время пятинефный собор с трёхнефным трансептом в плане имеет вид латинского креста. Внутри возникает эффект огромного пространства, аналогичный большим мечетям, благодаря использованию арок и чередованию белого и чёрного мрамора. Две колоннады из чёрного гранита в нефах – явный признак византийского влияния. Сами колонны происходят из мечети Палермо, завоёванной пизанцами в 1063 г. Фасад собора, выполненный из серого мрамора мастером Райнальдо, состоит из четырёх галерей с колоннами, в углах которых расположены статуи четырёх евангелистов. Внутрь собора ведут двери 1602 г., выполненные в мастерской Джамболоньи. Единственная уцелевшая после пожара средневековая дверь, изготовленная около 1180 г. Бонанно Пизано, была перенесена в портал Сан-Раньери, расположенный около башни. Бронзовая дверь представляет сцены из жизни Христа. Интерьер собора был существенно изменён после пожара 1595 г. В настоящее время он отделан белым и чёрным мрамором. Потолок позолочен (на нём изображён герб Медичи), а купол покрыт фресками. Мозаика в апсиде, изображающая Христа с предстоящими Богородицей и Иоанном Богословом, уцелела во время пожара. Голова Христа была выполнена в 1302 г. Чимабуэ, что стало последней работой умершего в том же году художника. Фреска купола, представляющая вознесение Богородицы, была выполнена Риминальди. Пожар также пережила кафедра (1302–1310 гг.), изготовленная Джованни Пизано и представляющая собой один из лучших дошедших до нас образцов итальянской средневековой скульптуры. Во время одной из перестроек собора кафедра была спрятана, и её заново обнаружили лишь в 1926 г. Верхняя часть кафедры состоит из девяти новозаветных сцен (Благовещение, Избиение младенцев, Рождество, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Распятие, две панели Страшного суда), вырезанных из белого мрамора и разделённых фигурами пророков.

 
PR-CY.ru