ПИЕТИЗМ, ПИЕТИСТЫ - Страница 2

Более того, учение о предопределении, принятое большинством протестантов, охлаждало стремление к миссионерским подвигам, поскольку считалось, есть миссионеры или их нет, Бог все равно уже предопределил точное число язычников, которые спасутся. Когда лейпцигские богословы изгнали пиетистов Пауля Антона и Августа Франке, они вместе с философом Томазиусом нашли благодаря содействию Шпенера широкое поле деятельности при вновь учрежденном университете в Галле (1694 г.), который и стал центром пиетизма. Сюда собирались молодые богословы, стремившиеся к миссионерской деятельности. Позднее пиетизм впал в религиозный фанатизм, требовал обращения к нему, с пренебрежением относился к «невозродившимся». Прогулки, веселое общество, театр, игра в карты и т.п. стали почитаться греховными. Утверждалось, что вся жизнь христианина должна проходить в покаянии. Обращение к Богу приняло мистический характер, а благочестие стало шаблонным; вечные стоны о безбожии людей шли рука об руку с пренебрежением к научным познаниям. Так пиетизм, в конце концов, стал угрожать свободе мысли и преподавания. С середины XVIII в. его значение все больше и больше утрачивалось, и он укрылся, наконец, в маленьких кружках «возрожденных» и «сепаратистов». Тем самым пиетизм в определенной мере способствовал возникновению ряда религиозных сект (методистов, сведеборгиан и т.д.). Во время господства рационализма он соединился с остатками прежнего церковничества, а в первой четверти XIX в. под защитой реакции возник с новой силой. С тех пор почти исчезло различие между пиетизмом и ортодоксальным лютеранством. Определённое влияние пиетизм оказал и на российскую культурную элиту первой половины XVIII в., обучавшуюся в Германии, в частности, на украинца Симона Тодорского, проповедника и учителя Екатерины II, который перевел в Галле на русский язык пиетистский трактат Иоганна Арндта. В России пиетизм еще со времен Александра I был распространен в придворных кругах, где уживался с крайними проявлениями фанатичности, тиранства и «злонравия» (поэтому самое слово «пиетизм» становилось синонимом ханжества). Многие члены пиетических общин Германии прибывали в Российскую империю, где продолжали придерживаться своих традиций. В России пиетизм имел распространение среди немецких колонистов лютеранского и реформатского исповеданий. Из числа его проповедников в России наиболее известны реформатский пастор Иоганн Бонекемпер, его сын Карл Бонекемпер и лютеранский пастор Эдуард Вюст. Если до середины XIX в. пиетические кружки были замкнуты в рамках немецкой диаспоры и не оказывали существенного влияния на религиозные воззрения окружающего их русского и украинского сельского населения, то в 50-е годы на основе ряда пиетических и новопиетических общин формируется штундистское движение, которое благодаря своей активной миссионерской деятельности, получило распространение среди славянского населения и стало одним из предшественников современного баптизма, пятидесятничества и евангельского христианства. Традиции пиетизма сохраняются среди консервативных течений протестантизма и сегодня.



 
PR-CY.ru