ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич

ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич (1878–1939 гг.) – русский живописец, педагог, теоретик искусства. Учился в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица в Санкт-Петербурге (1895–1897 гг.), в 1897–1904 гг. – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), а также в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901 г.) и в частных академиях Парижа (1905–1908 гг.). С 1910 г. был одним из руководителей частной художественной школы Е.Н. Званцевой (совместно с М.В. Добужинским). В 1918 г. был избран профессором-руководителем мастерской живописного отделения реформированной Академии Художеств (тогда – Высшее художественное училище). Член Союза русских художников (с 1910 г.), объединений «Мир искусства» (1910–1922 гг.) и «Четыре искусства» (1925–1928 гг.). В годы учёбы в МУЖВЗ испытал влияние В.А. Серова. В период пребывания за границей создал ряд полотен, в которых заметно воздействие европейского символизма («В кафе», «Берег»; оба – 1907 г.). Ключевой работой этого времени стал портрет М.Ф. Петровой-Водкиной, жены художника (1907 г.). Живописная манера, напоминающая гобелен, вызывает ассоциации с творчеством В.Э. Борисова-Мусатова, в то время как точная портретная характеристика выдаёт школу В.А. Серова. Вернувшись в Россию, художник заканчивает полотно «Сон» (1910 г.), композиция которого восходит к картине Рафаэля «Сон рыцаря». Тема произведения – сон юноши, который должен сделать выбор между Красотой и Уродством, – соответствовала поэтике символизма. В картине «Мальчики» (1911 г.) Петров-Водкин находит собственную живописную систему. Здесь господствуют три главных цвета (жёлтый, красный, зелёный), пространство становится плоскостным, движения мальчиков подчиняются сложному ритму. В 1910-е гг. Петров-Водкин создаёт свои лучшие полотна: «Купание красного коня» (1912 г.), «Мать» (варианты 1913 и 1915 гг.), «Девушки на Волге» (1915 г.), «Полдень. Лето» (1917 г.), «1918 год в Петрограде» (1920 г.). В этих картинах художник использует изобретённую им «сферическую» перспективу. Очень высокая точка зрения, круглящаяся линия горизонта побуждают зрителя воспринимать землю как планету, плывущую по просторам Вселенной. В картине «Розовый натюрморт. Ветка яблони» (1918 г.) плоскость стола, на которой расположены предметы, наклонена и максимально приближена к зрителю, а ветка яблони «парит» в пространстве. Петров-Водкин использовал особую систему цвета. Колористическая гамма строится, как правило, на сочетании трёх главных цветов – красного, жёлтого, синего (или зелёного), но сквозь верхний красочный слой просвечивает предыдущий, благодаря чему краски обретают светоносность. Часто художник дополнял основные цвета оттенками розового. В полотнах Петрова-Водкина важна линия, чёткий, пластичный контур. Художник обращается к опыту древнерусского искусства (новгородская икона, фрески Дионисия), живописи эпохи Раннего Возрождения (Джотто, Фра Б. Анджелико, Мазаччо, Джорджоне) и современной живописи (символизм, А. Матисс). «Купание красного коня» – сложный образ-символ, в котором воплотились художественные и философские поиски эпохи. Петров-Водкин сопоставляет в картине движение и статику, плоскость и объём, вводит напряжённые цветовые соотношения. В полотне ощущаются тревожные предчувствия; стихийную силу фантастического коня (как некоего символа эпохи) не может укротить юный всадник. Но в картине воплощена и надежда на победу светлых идеалов (облик лучезарного юноши-всадника восходит к иконописному образу св. Георгия Победоносца), мечта о красоте и упование на возрождение искусства. В полотне «1918 год в Петрограде» (1920 г.) образ женщины с ребёнком на руках напоминает о традициях древнерусского искусства, о богородичных иконах. В городском пейзаже подчёркнуты приметы тревожного времени – стёкла окон разбиты, на стенах листовки, улицы пустынны. Неземную тонкость и чистоту приобретают черты лица женщины, она крепко прижимает ребёнка к себе, пытаясь защитить его от враждебного мира. В 1920-е гг. Петров-Водкин продолжал разрабатывать ранее найденные темы материнства, красоты русской женщины (крестьянки или работницы), писал портреты и натюрморты, обращался к событиям гражданской войны и революции («После боя», 1923 г.; «Смерть комиссара», 1928 г.; «1919 год. Тревога», 1934 г.). В творчестве Петрова-Водкина, развивавшегося в стороне от крайне «левых» течений, органично соединились опыт современного искусства и древние национальные традиции.

 
PR-CY.ru