ПЕТРОБРУЗИАНЦЫ

ПЕТРОБРУЗИАНЦЫ – одна из сект рационалистического характера XII в., получившая название от имени своего основателя, Петра де Брюи (Petrus Brusius). Он принадлежал к духовному сословию и около 1105 г. приступил к проповеди учения, быстро распространившегося по Гиени и Лангедоку. Это учение дошло до нас в изложении Петра Достопочтенного (1094–1156 гг.). Оно запрещает крещение младенцев, в которых не может быть сознательного отношения к совершаемому над ними таинству. Из-за недействительности крещения младенцев Петр отказывался причислить к христианам все прежнее человечество – не только пап, епископов и т.д., но даже отцов церкви и мучеников. Ко всем остальным таинствам, равно как и к церковным обрядам, он относился отрицательно. Отрицал необходимость молитв, милостыни и всего того, что делается живыми ради мертвых, т.к. душа заранее предназначена к осуждению или вечной жизни, и ничто не может изменить этого решения. Церковь есть духовное единение верующих; поэтому не следует строить храмов, т.к. молиться можно всюду. Кресты, как орудие смерти и страданий Спасителя, не заслуживают почитания и должны быть уничтожены. Подобно современным им катарам, петробрузианцы придерживались учения о предопределении, принимали лишь Евангелие, а Ветхий Завет вместе с деяниями апостолов и посланиями апостола Павла отвергали, считая их излишними или сомневаясь в их достоверности. Вопреки учению катаров, петробрузианцы отрицали необходимость воздержания от брака и не устанавливали никаких постов. В своем учении Петр де Брюи стоит особняком от современных ему религиозных течений и предвосхищает идеи сектантства реформационной эпохи. Сам Петр в 1125 г. был сожжен на костре. Начатое им движение нашло нового вождя в лице Генриха Лозаннского (ум. в 1148 г.), еще в клюнийском монастыре прославившегося благочестием и даром пророчества: ему приписывали даже чудотворение. Жители Манса просили своего епископа разрешить Генриху проповедовать в их городе. С самого своего появления здесь (в 1116 г.) Генрих покорил себе народные массы и речью о порче и фарисействе духовенства вооружил их против себя, результатом чего было удаление Генриха из города. Во время последовавших затем странствований он встретился с Петром и объявил себя его учеником и апостолом. В 1134 г. Генрих был схвачен католическим духовенством, но скоро освободился и продолжал свою проповедь в Лангедоке; в Тулузе сам граф открыто объявил себя его сторонником. Однако проповедника снова его схватили и на Реймском соборе (1148 г.) осудили на пожизненное заточение, где он вскоре и умер. Но впечатление, произведенное им на современников, было таким сильным, что католические историки называли петробрузианцев генрихианами; но это неправильно, т.к. догматика Генриха ничем не отличалась от догматики Петра. Петробрузианцы вскоре слились с вальденсами, с которыми их некоторые историки и смешивают.

 
PR-CY.ru