ПЕТРИНИЗМ

ПЕТРИНИЗМ – термин, введенный в новозаветную экзегетику (учение об истолковании текстов) Тюбингенской школой для обозначения так называемой «партии апостола Петра», или иудействующих (иудеохристиан). Тюбингенцы для исследования всех аспектов сущности и происхождения христианства использовали диалектику Г.В.Ф. Гегеля (1770–1831 гг.). При этом главное внимание обращалось на то, чтобы разумом, игнорируя слепую веру, понять и естественными причинами, а не сверхъестественными чудесами объяснить сущность христианства. По сути, это стало первой попыткой научного объяснения происхождения и сущности христианства. Основатель этого направления экзегетики немецкий протестантский богослов Фердинанд Кристиан Баур (1792–1860 гг.), будучи профессором церковной и догматической истории теологического факультета, объяснял развитие содержания христианского вероучения и становления христианской церкви взаимной борьбой петринизма и паулинизма (паулинизм – понятие, используемое в религиоведческой литературе для характеристики тех социальных установок, нравственных принципов и вероучительных положений, которые характеризуются отходом от бунтарских настроений первоначального христианства и приписываются апостолу Павлу). Однако воззрения петринизма, как они изложены в трудах Тюбингенской школы, соответствуют не столько учению апостола Петра, сколько взглядам иудеохристиан II в. Следовательно, согласно концепции Тюбингенской школы, исследователи утверждают, что в течение некоторого времени происходил процесс отделения первоначального христианства от иудаизма. Поэтому наиболее острым теологическим и тактическом вопросом должен был стать вопрос об отношении к иудейской религии, т.е. к Ветхому Завету. Исследовав под этим углом зрения книги Нового Завета, Баур пришел к интересным  выводам. Он обнаружил во всех книгах Нового Завета борьбу двух начал, двух противоположных тенденций. С одной стороны, это тенденция к тому, чтобы отделиться от иудейства, противопоставить Новый Завет Ветхому и, в частности, освободить христиан от исполнения огромной массы обрядов, установленных Ветхим Заветом. Этому направлению, согласно Бауру, противостоит в Новом Завете тенденция не рвать с иудаизмом и с Ветхим Заветом, требовать от верующих выполнения ветхозаветной обрядности. Эта тенденция наиболее ярко обнаруживается во всем, что связано с именем и деятельностью апостола Петра, на основании чего Баур обозначил ее термином «петринизм». Итак, согласно Бауру, Новый Завет представляет собой арену борьбы между паулинизмом и петринизмом. Он исходил из предположения, что на начальных этапах существования христианства борьба паулинизма и петринизма должна была быть особенно острой, а потом наступило примирение между этими течениями. Если в произведении ясно обнаруживается паулинистская или, наоборот, петринистская тенденция, то его следует относить к ранним временам, т.е. к первому периоду существования христианства. Если ни одна из этих тенденций не выражена с достаточной ясностью, значит, произведение относится ко времени, когда борьба между паулинизмом и петринизмом уже кончилась. На основании общеисторических источников Баур пришел к выводу, что борьба между паулинизмом и петринизмом в раннем христианстве шла на протяжении всей второй половины II в. и первой половины III в. Диапазон взглядов петринистской партии в первой христианской общине был весьма широк: от тех, кто считал Иисуса Христа только пророком, на которого сошел Дух Божий, до тех, кто верил в его мессианство и рождение от Девы. Все они сохраняли древнееврейский язык как священный, придерживались ветхозаветных обычаев (в том числе обрезания и хранения субботы). Согласно другим экзегетическим концепциям, представители петринизма, или иудеохристианского направления, почти сразу же обособились от общины, находящейся в Иерусалиме, и во II в. рассматривалось уже как сектантское течение. Христианская церковь в Иудее в 30-х гг. I в. насчитывала около 8 тыс. членов, но после войны 66–70 гг. члены этой церкви рассеялись и к 130 г. фактически растворились в «эллинской» среде. Петринизм, или иудеохристианские общины, напротив, уцелели в Галилее и различных областях Сирии. Окончательно поглотил их только ислам. Источник: Энциклопедия религий, М., 2008. См. также ПАУЛИНИЗМ.

 
PR-CY.ru