ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ, Петр Новарский

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ, Петр Новарский (около 1095–1160/1164 гг.) – средневековый католический философ и теолог по прозвищу «магистр сентенций», произошедшему от названия его самого известного произведения. Родился в Ломбардии, в окрестностях г. Новара. Будучи низкого происхождения, он, тем не менее, смог получить хорошее образование в Болонье, после чего при содействии Бернара Клервоского (1090–1153 гг.) перебрался в Париж, где слушал лекции Пьера Абеляра (1079–1142 гг.). Длительное время Петр Ломбардский преподавал в парижской кафедральной школе, снискал громадное к себе уважение, за год до смерти (в 1159 г.) стал епископом Парижа (1158 г.), а затем и архиепископом (1159 г.). Ему принадлежит множество трудов, среди которых хрестоматийное значение имеют толкования или комментарии на Псалмы (изд. в 1541 г.) и на Послания апостола Павла (изд. в 1537 г.), а также «29 Проповедей». Но широкую известность Петр Ломбардский получил благодаря своей основной работе «Четыре книги сентенций, или учение о вещах и знаках» (1147/1150–1151/1152 гг.) – систематическому изложению христианской догматики (заглавие «Doctrina rerum et signorum» составлено под влиянием выражения Августина Блаженного, что «всякая доктрина касается или вещей или знаков»). Его «Сентенции» впервые в католическом мире свели в одно систематическое целое догматическое богословие (правда, не без влияния Иоанна Дамаскина; около 650–около 750 гг.). Переведенные на латынь в 1161 г., они представляют собой дидактически собранный материал: синтез Священного Писания, св. Отцов (по преимуществу западных: Августин, Амвросий, Иероним, Беда, Боэций, Григорий Великий, но есть и восточные, например, Иоанн Дамаскин), а также известных ему теологов (особенно Ансельма Лаонского, Пьера Абеляра). Представленное Петром Ломбардским в «Сентенциях» систематическое изложение теологических проблем (учения о сотворении мира из ничего, о Божественном провидении, определяющем все происходящее в мире, и т.п.), в том числе и дискуссионных (в частности, считавшихся еретическими взглядов Ария и Абеляра), без их одновременного опровержения, первоначально было осуждено церковным руководством. Однако впоследствии книги Петра Ломбардского стали основным учебником по теологии, который читался и комментировался во всех европейских университетах вплоть до XV в., а кое-где и позднее. Уже после смерти Петра Ломбардского его «Сентенции» были одобрены IV Латеранским собором (1215 г.) как вполне благочестивое сочинение и активно использовалось в борьбе с различными ересями. Кроме того, в этот период их изучение вменялось в обязанность во всех духовных школах Западной Европы. Будучи, в первую очередь, теологом, Петр Ломбардский стремился не столько к философскому осмыслению христианского учения, сколько к тому, чтобы примирить подчас несогласующиеся мнения церковных авторитетов и интегрировать их в единую непротиворечивую систему, пригодную для образовательных нужд. Отсюда и компилятивный характер его «Сентенций». Несмотря на то, что в книгах Петра Ломбардского собраны мнения многих признанных учителей церкви (преимущественно Августина) и некоторых позднейших авторов, что составляет большую часть его главного сочинения, исследователи не могут назвать «Сентенции» образчиком дурного эклектизма, поскольку произведение отличается непротиворечивостью и логической строгостью изложения, а отсутствие оригинальности компенсируется прекрасным знанием и глубоким пониманием материала. В этом произведении Петр Ломбардский отстаивает широкие права для разума, учит о свободе как разума, так и воли. Согласно его мнению, разум есть судья воли, часто действующий опрометчиво. Петр Ломбардский умело обрабатывает, казалось бы, противоречивые мнения так, что они стройно и логично складываются в цельную систему.

 



 
PR-CY.ru