ПЬЕТРО КАВАЛЛИНИ

ПЬЕТРО КАВАЛЛИНИ (1240/1250–около 1330 гг.) – итальянский художник периода Проторенессанса. Его роль в истории итальянского Проторенессанса исключительно велика. Сведения о жизни Каваллини крайне скудны: известно, что он работал, главным образом, в Риме, а в 1308–1320 гг. – также в Неаполе, где создал фрески в церкви Санта Мария Донна Реджина (1316–1320 гг.). Ранняя работа Каваллини – росписи римской базилики св. Павла (Сан Паоло фуори ле Мура, около 1279–1290 гг.) – погибла от пожара в XIX в. Подобно тому как Никколо Пизано обновил традицию итальянской скульптуры, Каваллини заложил основы ренессансной традиции в живописи. В своем творчестве он опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники искусства, которыми так богат Рим. Заслуга Каваллини состоит в том, что он впервые отошел от плоскостности форм и условности композиционного построения, присущих господствовавшей в его время в итальянской живописи так называемой «византийской» или «греческой» манере. Хотя в его мозаиках и фресках еще сохраняются и традиционная византийская иконография, и золотой фон, и многие другие элементы византийской традиции, эти произведения проникнуты иным духом. Бесплотность византийских фигур сменяется материальностью и весомостью, взгляд утрачивает «потусторонний» характер и приобретает живое выражение, складки одежд становятся рельефными, в драпировках ощущается тяжесть. Применяя заимствованную у древних художников светотеневую моделировку, Каваллини достигает объемности и пластичности форм. Он вводит смелые новшества и в композиционное построение, добиваясь ясности пространственного расположения фигур и архитектуры. В ряде случаев он использует систему античной перспективы для изображения зданий и даже интерьера (например, в мозаике «Рождение Марии» в церкви Санта Мария ин Трастевере в Риме; 1291 г.). Эта мозаика, посвященная житию Богородицы, сочетает традиционную византийскую иконографию с элементами, характерными для Проторенессанса: фигуры объемны и монументальны, архитектурные декорации, поставленные в необычных ракурсах, создают тонкие пространственные планы. Здесь намечен переход от символического обозначения пространства через так называемый золотой фон (прием, характерный для средневековой живописи) к трехмерному изображению, дающему ощущение глубины и предвосхищающему поиски мастеров Возрождения. Удивительной пластичности Каваллини достигает во фресках церкви св. Цецилии (Санта Чечилия ин Трастевере, 1293 г.), где сохранились только фрагменты фрески «Страшный суд» на западной стене храма с изображением апостолов, восседающих на тронах. В этой композиции также использованы византийские иконографические традиции, но фрески позволяют почувствовать всю смелость и новизну искусства Каваллини, положившего конец господству в Италии византийской манеры. Пластическая мощь изображения побудила Лоренцо Гиберти (1378–1455 гг.) назвать живопись Каваллини «gran relievo» («высокий рельеф»): отдельные фигуры благодаря их ярко выраженной объемности кажутся почти отделившимися от стены. Образы апостолов исполнены монументальной торжественности и внутренней гармонии. С особенным мастерством написаны их лики: художник накладывает краски тонкими слоями, которые постепенно высветляются и создают мягкую светотень. Вокруг Каваллини в Риме сложилась художественная школа; ее серьезное влияние прослеживается в итальянской живописи до середины XIV в. Вероятно, один из мастеров круга Каваллини был учителем Джотто.

 
PR-CY.ru