ПИТЕР АРТСЕН

ПИТЕР АРТСЕН (1508–1575 гг.) – нидерландский художник, известен также по прозвищу Питер Длинный. Сын чулочника из Амстердама Арта Питерса, он учился в Антверпене у Аларта Класса, в 1535 г. стал членом местной гильдии Св. Луки. В середине 1550 гг. возвращается в Амстердам для выполнения церковных заказов, в 1563 г. получает права гражданства и остается в городе до самой своей смерти. Сведения о его жизни и творчестве приводит Карел ван Мандер в своей «Книге о художниках». Питер Артсен вначале приобрёл известность своими жанровыми сценами («Молочница», 1543 г.), в которые часто вводил евангельские мотивы, придающие изображению назидательный характер («Христос в доме Марфы и Марии», 1557 г.), а также многочисленными изображениями рынков и внутренностей лавок. В своих ранних произведениях на религиозные темы он еще близок искусству романистов, однако реалистическая направленность его последующих произведений противостоит идеалистическим устремлениям поздних романистов. Основное место в творчестве Питера Артсена занимают произведения на темы крестьянской жизни. Он пишет картины больших размеров, с крупными фигурами, сочетая правдивость с исканием декоративных эффектов. В более ранний период Артсен писал и небольшие картины с большим числом мелких фигур («Апостолы Петр и Иоанн исцеляют больного», Санкт-Петербург, Эрмитаж). В зрелом творчестве наряду с чисто бытовыми картинами Питер Артсен пишет религиозные сцены, которые трактуются в чисто жанровом плане. Часто он занимает весь первый план обильным натюрмортом из овощей и всякой снеди, отводя для религиозной сцены задний план («Христос в доме Марфы и Марии», Роттердам и Брюссель). Художник создавал религиозные и алтарные композиции, многие из которых были разрушены в период иконоборчества. Питер Артсен часто изображает крестьянские пирушки во дворе сельской усадьбы («Крестьянский праздник», 1551 г., Вена; «Танец среди яиц», 1557 г., Амстердам). В картинах подобного рода иногда большое место занимает натюрморт. Его «Мясная лавка» с огромными тушами, окороками, колбасами (Упсала) является грандиозным натюрмортом монументального характера. В таких картинах Артсен выступает предшественником фламандцев XVII в. – Снейдерса и Иорданса. Некоторые картины Артсена изображают одну крупную фигуру бытового характера («Кухарка», 1559 г., Брюссель; «Крестьянин», 1561 г., Будапешт). Но как бы односторонне ни передавал крестьянскую жизнь Артсен, он был первым художником, в чьем творчестве демократическая тематика, повседневная жизнь заняли главное место. Монументализация образа простого человека в его картинах отражает рост национального самосознания и силу демократических элементов в период начала решительной борьбы за независимость. Его учеником и последователем был племянник Иоахим Бейкелар (1535–1574 гг.), который также стал знаменитым художником. Творчество Артсена и Бейкелара нашо отражение также в искусстве Италии и Испании (например, в раннем творчестве Веласкеса).

 
PR-CY.ru