ПЕТРУС КРИСТУС

ПЕТРУС КРИСТУС (1410/1420–1475/1476) – нидерландский художник. Исследователям известны лишь некоторые эпизоды его жизни. В 1444 г. он упоминается как бюргер города Брюгге; в 1454 г. исполняет три копии с «Мадонны из Камбрэ», а в 1462 г. вместе с женой становится членом братства «Сухого дерева». В 1463–1467 гг. Петрус украшает хоругвь для процессии и в 1472 г. становится членом совета художников. Истоки его стиля – еще не разрешенная проблема. Иногда предполагается тесное сотрудничество Кристуса с Яном ван Эйком (считается его прямым последователем); он мог быть руководителем мастерской великого художника, ставшим самостоятельным мастером лишь после смерти учителя, который поручал ему завершение своих произведений. Так, ряд исследователей полагают, что такие произведения Кристуса, как «Мадонна со св. Варварой и Елизаветой и монахом заказчиком» (собрание Ротшильд, Париж) и «Иероним в келье» (Детройт), начаты Яном ван Эйком, а закончены Кристусом. Но хотя Петрус Кристус нередко копировал композиции ван Эйка или его круга, его стиль менее ученый и достигает менее тонких эффектов, чем стиль его учителя. Поэтому ряд исследователей считают маловероятным, что Кристус работал в мастерской ван Эйка. Творческая биография Кристуса отмечена несколькими вехами – датированными картинами, которые позволяют проследить эволюцию художника. «Портрет картезианского монаха» (1446 г., Нью-Йорк, музей Метрополитен) замечателен своей «обманкой»: на парапете, который по примеру ван Эйка ограничивает первый план композиции, художник изобразил муху. «Портрет Эдуарда Гримстона» (собрание Верулам, Лондон, Национальная галерея), датируемый тем же годом, в большей степени выявляет характерные черты мастера: его вкус к чистому свету, смягчающему моделировку форм и противопоставляющему ей сухие линии теней. Эта тенденция сочетается с предпочтением простых, почти геометрических архитектурных форм. Наиболее интересное его произведение – «Св. Элигий» (1449 г., собрание Лехмана, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Она была исполнена под предлогом изображения святого патрона ювелиров. Эта небольшая картина, изображающая молодую чету, выбирающую кольца в лавке ювелира (святого, однако нимб вокруг его головы почти незаметен), – одна из первых бытовых картин в нидерландской живописи. Здесь заметны некоторые черты ван Эйка (игра световых рефлексов), что заставляет предположить существование прототипа, созданного ван Эйком. Но эти черты сочетаются здесь с поисками простых объемов и напряженных жестов, которые составляют главный элемент стиля Кристуса. Значение этого произведения усиливается еще тем обстоятельством, что до нас не дошла ни одна из картин на бытовые сюжеты Яна ван Эйка, о которых упоминают литературные источники. В полотнах на религиозные темы Кристус не сумел достичь уровня ван Эйка, однако портреты его кисти благодаря характерно проработанным деталям мимики выглядели очень живыми. Значительный интерес представляют портретные работы Петруса Кристуса (он был первым фламандским живописцем, серьезно посвятившим себя портретной живописи), в которых полуфигурное изображение помещено в реальное архитектурное пространство. Особенно примечателен в этом отношении «Портрет Эдуарда Гримстона». «Богоматерь сухого дерева» – это единственное в своем роде изображение Мадонны в окружении ветвей сухого дерева объясняется тем обстоятельством, что Петрус Кристус и его жена с 1462 г. состояли членами «Братства нашей возлюбленной Госпожи сухого древа», религиозного общества, пекущегося о благотворительной деятельности и благоговейно почитавшего Непорочное Зачатие Девы Марии. Этот небольшой образ был, по предположению исследователей, домашним алтарем одного из членов братства, которое существовало с 1396 г. и к которому принадлежали представители духовенства и высшей аристократии. Изображение Мадонны, окруженной сухими ветками, как сиянием, напоминает стих из Книги Пророка Иезекииля (гл. 17:24), где говорится: «И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, а сухое дерево делаю цветущим...» Эти строки интерпретировались в средневековой теологии как указание на зачатие бесплодной Св. Анны, родившей Св. Марию. Золотые буквы «А», свешивающиеся на цепочках среди сухих побегов дерева, символизируют пятнадцатикратное «Аве Мария» и благодаря своим различающимся бликам предстают перед нами как сверкающие драгоценности. «Богоматерь сухого дерева» должна быть отнесена к числу поздних произведений Петруса Кристуса; она написана примерно между 1460 и 1473 гг.

 
PR-CY.ru