ПЕРРЕАЛЬ ЖАН

ПЕРРЕАЛЬ ЖАН (около 1455 – около 1528 гг.) – придворный французский художник, автор картонов, по которым ткались шпалеры. Придумал мягкие цветные мелки для рисования. В 1499 г., находясь в Милане, Перреаль поделился этим секретом с Леонардо да Винчи, а тот впервые использовал пастель в эскизном портрете Изабеллы Д’Эсте. Его прозвище «Жан из Парижа», по-видимому, говорит в пользу того, что он там родился. Однако его местопребыванием был Лион, где он упоминается после 1529 г. То обстоятельство, что Перреаль сопровождал короля Карла VIII (1483–1498 гг.) в 1495 г. в Неаполь, отрицается французскими исследователями (В. де Мод-ла-Клавьер), но подтверждается, что в 1499–1502 гг. он был в Северной Италии. Перреаль был разносторонним мастером, но, прежде всего, он был живописцем, о чем свидетельствует он сам. Однако удивительно, что нет ни одной достоверной вещи этого плодовитого художника. Все-таки некоторые знатоки настаивают на том, что именно Перреаль является автором часто упоминаемого роскошного алтарного складня в Мулене. Створки этого прекрасного произведения представляют жертвователей на фоне зеленых с красными полосами шатровых завес – герцога Пьера I Бурбонского и его жену Анну Французскую с их дочерью Сусанной и их святыми патронами. На средней картине изображена Богоматерь, сидящая на полумесяце, как на троне, в длинных величественно ниспадающих одеждах, окруженная небесными силами. Золотой фон среднего небесного круга придает блеск всему изображению, язык форм которого вполне французский. Во всяком случае, автор этого произведения, возникшего около 1498 г., написал и полные жизни композиции створок (1488 г.), находящиеся в Лувре, с портретами жертвователей, представляющие ту же герцогскую чету, т.е. жертвовательницу со св. Магдалиной, в том же собрании, а также великолепную створку с жертвователем и св. Маврикием в музее в Глазго, картину, которая замечательной силой письма превосходит все прочие произведения этого рода, типичные своими галереями во вкусе Ренессанса и пейзажными фонами. Против взгляда, особенно удачно проведенного Гюленом, что Жан Перреаль – автор всех этих произведений, говорит, однако, иначе описанное источниками положение его в художественной жизни Франции.

 
PR-CY.ru