ПАЛЛАДИО АНДРЕА

ПАЛЛАДИО АНДРЕА (1508–1580 гг.) – великий итальянский архитектор позднего Возрождения, основоположник палладианства и классицизма, вероятно, самый влиятельный архитектор в истории. Настоящее имя – Андреа ди Пьетро. Родился в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника Пьетро «делла Гондола». В 1524 г. переселился в Виченцу, где начал работать в камнерезной и скульптурной мастерской Бартоломео Кавацца из Соссано, печально известной скверными условиями работы. Андреа дважды пытался оттуда сбежать – вторая попытка, в 1524 г., была удачной, и Палладио перебрался на работу в мастерскую Сан-Бьяджо в квартале Педемуро (в Виченцу же). Её владельцы, Джованни ди Джакомо из Порлеццы и Джироламо Питтони из Луминьяно, были знаменитыми в Виченце скульпторами. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. В 1534 г. женился на Аллеградонне, дочери плотника Маркантонио (у них родилось 5 детей). В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, под руководством которого начал изучать архитектуру и получил гуманистическое образование. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним «Палладио» (от греч. палладион – так называлась статуя богини Афины Паллады, которая, по афинскому преданию, упала с неба и защищала город от врагов). Именем «Палладио» сам Триссино впоследствии назвал небесного посланника в одной из своих эпических поэм. По его совету Андреа совершил свое первое путешествие в Рим, а после возвращения гуманист стал его первым заказчиком. При покровительстве Триссино Андреа познакомился со многими выдающимися памятниками римской античной и ренессансной архитектуры во время поездок в Верону (1538–1540 гг.), Венецию (1538–1539 гг.), Рим (1541–1548 и 1550–1554 гг.) и другие города. Опыт и творческие принципы Палладио сложились как под влиянием внимательного изучения Витрувия, так и изучения архитектуры и трактатов архитекторов XV в. и его современников (Леон Батиста Альберти, Джулио Романо, Дж. М. Фальконетто, Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели). С 1558 г. архитектор работал в Венеции, где возвел ряд церквей, городских палаццо, общественных построек, по заказам венецианской знати строил виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. В 1570 г. он получил титул «виднейшего гражданина Венеции» («прото делла Серениссима»). В 1545 г. Палладио выиграл конкурс на право перестройки городской ратуши XIII в. Палаццо делла Раджоне (сейчас – Базилика Палладио; 1546–1549 гг.) в Виченце. В этой постройке формируется одна из основных особенностей творческого метода Палладио: он создает новую систему пропорций ордеров, используя ордер не как простую декорацию фасада, а как главный организующий принцип конструкции, из-за чего она становится ясной, кажется просто и ясно организованной, гармоничной. Внимательно изучая «Десять книг об архитектуре» Витрувия и развив его идею дома с атриумом и перистилем, Палладио создал новый тип городского дворца – палаццо. Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550–1551 гг.; Изеппо да Порто, 1552 г.) ещё близки флорентийским палаццо XV в. В палаццо Кьерикати, начатом в 1550 г., соединены черты небольшого дворца и общественного сооружения. Фасад украшен открытыми колонными лоджиями в двух ярусах. По классической древнеримской схеме, применённой ещё в Колизее, в первом ярусе применён дорический (тосканский) ордер, во втором – ионический. Внутри палаццо устроены анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже. Благодаря глубоким лоджиям фасад приобретает объемность и рациональную тектонику.

 



 
PR-CY.ru