ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни (1463–1494 гг.) – итальянский философ и гуманист. Учился в университетах Болоньи, Феррары и Падуи, где освоил схоластическую традицию аристотелизма и аверроизма, овладел множеством языков, в том числе древнееврейским и арабским, что позволило ему изучать в оригинале Ветхий Завет и Коран. Мистически верил в силу магии. Будучи живым воплощением духовных крайностей и противоречий Ренессанса, увлекался Каббалой и «натуральной магией» – и в то же время выступал с критикой астрологии, отвергая «предопределение звезд» и противопоставляя ему свободу человеческой воли («Рассуждение против предсказательной астрологии», 1495 г.). Издал в Риме «Философские, каббалистические и теологические заключения» (1486 г.), в которых выдвинул «900 тезисов», отчасти почерпнутых из известных ему религиозно-философских систем, а отчасти сформулированных им самим, и призвал на открытый диспут ученых Европы, взявшись защищать свои положения. Вступлением к «тезисам» послужила «Речь о достоинстве человека», в которой развивалась мысль о том, что признаком человека является не столько его центральное положение в Космосе, сколько способность выходить за пределы царства форм, а его власть над собственной природой есть результат того, что он не имеет природы. Папская курия осудила сначала 13 тезисов, а после его «защитительной речи» («Апология», 1487 г.) – и все тезисы целиком. Пико делла Мирандола был обвинен в ереси, заключен в тюрьму, впоследствии освобожден и прощен в 1493 г. папой Александром VI (1492–1503 гг.), но был вынужден бежать во Францию. После возвращения в Италию он обосновался во Флоренции, где примкнул к кружку неоплатоников, возглавляемому Марсилио Фичино (1433–1499 гг.). В это время создавались его трактаты «Семь аспектов творения» (1490 г.) и «О бытии и едином» (1496 г.), которые не были закончены. Ссылаясь в «Речи о достоинстве человека» на изречения Гермеса Трисмегиста (транслируемые Асклепием), он пишет: «В арабских книгах я прочел, преподобные отцы, что Абдулла Сарацин, от которого потребовали, чтобы он указал на самое большое чудо мира, ответил, что нет ничего более изумительного, чем человек». Пико делла Мирандола обосновывает данную мысль таким образом: все Божьи творения онтологически определены по сущности быть тем, что они есть, а не иным. Человек, напротив, единственный из творений, который помещен на границе двух миров. Свойства человека не предрешены, но заданы таким образом, что он сам лепит свой образ согласно заранее выбранной форме. И, таким образом, человек может возвышаться посредством чистого разума и стать ангелом, и может подниматься еще выше. Величие человека будет, таким образом, заключается в искусстве быть творцом самого себя, в самоконструировании. Человек, – писал Пико делла Мирандола, – «творение неопределенного образа», у которого нет «ничего собственного», никакого «точного места», словом, никакой «ограниченной природы», законы которой стесняли бы его поступки. Человек в силах «быть тем, чем хочет». Согласно мнению Пико делла Мирандола, Бог, обращаясь к только что сотворенному человеку, изрек примерно следующее: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определяешь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю себя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные».

 



 
PR-CY.ru