ПИНТУРИККЬО

ПИНТУРИККЬО (около 1454–1513 гг.) – итальянский художник из Умбрии, известный, прежде всего, своими замечательными фресками. Настоящее имя Бернардино ди Бетто ди Бьяджо; получил свое прозвище («маленький художник») за малый рост. Утверждение Дж. Вазари, что он был непосредственным учеником Перуджино, опровергнуто современными исследователями, но, во всяком случае, бесспорен тот факт, что Пинтуриккьо испытал его сильное влияние (однако он более декоративен, чем Перуджино). В 1481 г. Пинтуриккьо был принят в цех живописцев в Перудже. Написал немало алтарных образов и ряд светских картин (отечественному зрителю особенно запомнился его лиричный «Портрет мальчика» (1500 гг.), показанный на выставке Дрезденской галереи в 1955 г.), однако в целом эти произведения не поднимаются над средним уровнем живописи позднего кватроченто. Действительно же уникальны его монументально-декоративные работы. Пинтуриккьо прошел в данном плане очень хорошую школу, поскольку в 1481–1482 гг. участвовал под руководством Перуджино, вместе с Боттичелли, Синьорелли и др., в росписях ватиканской Сикстинской капеллы (эти фрески сохранились, за исключением двух, находившихся на алтарной стене и впоследствии уступивших место росписи Микеланджело «Страшный суд»). Затем Пинтуриккьо (единственный из «сикстинской бригады») остался в Риме и расписал там капеллу Буфалини в церкви Санта-Мария-ин-Арачели (около 1481–1486 гг.), капеллу делла Ровере в церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1488–1490 гг.) и апартаменты Борджиа в Ватикане (1492–1494 гг.). Именно тогда окончательно сформировался его яркий дар художника-декоратора, интересующегося не столько драматическими коллизиями сцены, сколько общей композиционной и цветовой ритмикой, связывающей фигуры, архитектуру и пейзаж в единое праздничное зрелище. Искусство Пинтуриккьо чуждо всякого драматизма; в нем преобладают черты повествовательности, стремление к занимательности и разнообразию. В 1496 г. Пинтуриккьо вернулся в Перуджу. Позднее он получил заказ на оформление библиотеки собора в Сиене, где хранились манускрипты из собрания знаменитого Энея Сильвия Пикколомини, ученейшего папы-гуманиста, носившего в годы своего понтификата (1458–1464) имя Пия II. Главное место среди этих шедевров Пинтуриккьо, исполненных в 1502–1508 гг., занимают сцены из жизни Энея Сильвия, представленные на фоне городских и природных пейзажей, трактованных с невиданным пространственным размахом и тончайшей грацией. Этот цикл фресок Пинтуриккьо отличается праздничной нарядностью и яркой красочностью. Им также были созданы эскизы мозаик для украшения пола собора (в сложной философской программе этих мозаик особо выделяется аллегория с «Историей Фортуны», 1505 г.).

 
PR-CY.ru