ПИЗАНО НИККОЛО

ПИЗАНО НИККОЛО (1220/1225–1278/1284 г.) – итальянский скульптор второй половины XIII в., один из ведущих мастеров так называемой «эпохи Данте и Джотто», ставшей началом нового этапа в истории итальянской и европейской культуры. Биографические сведения о Никколо Пизано крайне скудны. В одном из документов, датированном 1266 г. (Сиена, городской архив), он называет себя сыном некоего Пьетро из Апулии (Южной Италии). Возможно, в юности Никколо Пизано испытал влияние классицизирующего позднероманского искусства Южной Италии. Во всяком случае, влияние античности заметно сказывается в его произведениях, в особенности в ранний период творчества. Но в отличие от своих южноитальянских предшественников, Никколо не только подражает античным памятникам, используя отдельные приемы древних мастеров. Значение его искусства состоит в том, что он отходит от средневекового аскетизма, вносит в изображение черты чувственной земной красоты, придает материальность и телесность формам. Отмеченные печатью яркой творческой индивидуальности, его произведения резко выделяются на фоне позднероманской пластики Италии. Никколо Пизано работал в Пизе (1260 г.), Сиене (1265–1268 гг.), Перудже (1278 г.). С середины 1260 гг. возглавлял мастерскую, в которой работали его сын Джованни Пизано и скульптор (а впоследствии и архитектор) Арнольфо ди Камбио. Наиболее прославленным произведением Никколо Пизано является самая ранняя, первая достоверная и точно датированная работа – кафедра баптистерия (крещальни) в Пизе (1260 г.). Она открыла собой новую эпоху в истории итальянской и западноевропейской скульптуры. Подобные кафедры, на которые поднимались по лестнице священники, чтобы произнести проповедь, были очень распространены в итальянских церквах со времен Средневековья, были характерной деталью церковных интерьеров. Иногда они представляли собой подобие балконов, украшавших одну из стен, но большей частью выглядели как отдельные, опирающиеся на каменные столбы сооружения, обычно прямоугольной формы. Итальянские кафедры богато украшались скульптурой. На балюстрадах помещались рельефы на сюжеты из истории Христа, между которыми ставились фигуры предшественников христианства – ветхозаветных пророков и сивилл, а подножием для опорных колонн служили фигуры животных или скорченных человечков – символ поверженных пороков и зла. Эта старинная символика, в основе которой лежит мысль об искупительной жертве Христа, сохранена и в кафедре Никколо Пизано. И вместе с тем его рельефы производят совершенно иное впечатление, чем работы его предшественников. В рельефах Никколо Пизано, прежде всего, поражает их земной, светский характер. Кажется, что здесь представлены не чудеса евангельской легенды, а земные события, в которых действующими лицами являются римские патриции и матроны. Величавые и полные достоинства фигуры, полновесные и округлые, ясно обозначающиеся под складками одежд формы, удивительная материальность тел и драпировок – все это идет вразрез со средневековой традицией. Высокий рельеф подчеркивает объемность фигур, а необычайно тонкая обработка мрамора позволяет художнику создать ощущение живого тела. Традиционной прямоугольной форме Никколо Пизано предпочел пластически более выразительную форму шестигранника. Богатейший скульптурный и архитектурный декор, сочетание белого мрамора рельефов и скульптур с розово-красным и зеленым мрамором архитектурных деталей придали облику кафедры неслыханное великолепие. Три из шести колонн из зеленого и розово-красного мрамора, поддерживающие кафедру, опираются на спины рычащих львов; капители колонн становятся постаментом для аллегорических фигур, стоящих по углам; трехлопастные арки, опирающиеся на колонны, украшают рельефы с фигурами пророков; по углам кафедры, непосредственно над капителями колонн – аллегорические фигуры Добродетелей; и, наконец, парапет кафедры образуют шесть больших прямоугольных рельефов из белого мрамора, обрамленных розово-красными тягами и сдвоенными коринфскими колоннами.

 



 
PR-CY.ru