ПАУЛИНИЗМ

ПАУЛИНИЗМ – понятие, используемое в религиоведческой литературе для характеристики тех социальных установок, нравственных принципов и вероучительных положений, которые характеризуются отходом от бунтарских настроений первоначального христианства и приписываются апостолу Павлу. Понятие имеет два значения. Первое. В протестантской историографии – это гипотетическая группа общин, основанных апостолом Павлом и противостоявших первоначальному иудеохристианству. Термин «паулинизм» принадлежит немецкому историку и одному из основателей Тюбингенской школы Ф.Х. Бауру, выдвинувшему его в книге «Христианство и христианская церковь первых трех столетий» (1853 г.). Под влиянием гегелевской философии истории он предложил гипотезу о том, что ранняя церковь состояла из двух последовательно возникших противоречивых компонентов. Первый из них – иудеохристианская община, созданная Иисусом и первоначально возглавлявшаяся апостолом Петром и не имевшая определенной догматики, мировоззрение которой отражено в Евангелии от Матфея (так называемый петринизм). Ей противостоит, по мысли Баура, община язычников, созданная апостолом Павлом, с развитым вероучением; в рамках этой традиции создано Евангелие от Луки (так называемый паулинизм). При этом именно учение апостола Павла Баур считал основой собственно христианской теологии. В более радикальных вариантах либеральной протестантской теологии даже высказывалась мысль о том, что христианство как самостоятельную религию создал и систематизировал не Иисус, а именно Павел, который выступает в либеральной традиции как учитель нравственности. Так, в «Послании к римлянам» даются такие рекомендации: «Благословляйте гонителей ваших, благословляйте, а не проклинайте» (12:14), «побеждай зло добром» (12:21), «всякая душа да будет покорна высшим властям» (13:1). Этические нормы в посланиях Павла в целом выполняют охранительную функцию и сводятся к требованиям повиновения «властям предержащим» и признанию, что «нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1). Смирение и покорность выдвигаются в качестве нравственного эталона: «Никому не воздавайте злом за зло» (Рим. 12:17), «утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы» (Рим. 12:12), «последуйте смиренным» (Рим. 12:16). При этом второе пришествие Христа отодвигается на неопределенный срок. Для паулинизма в противоположность петринизму характерна тенденция к радикальному разрыву с иудаизмом. Примирение (синтез) петринизма и паулинизма, согласно Бауру, было достигнуто во II в. и привело к возникновению «большой», или кафолической, церкви (отражено в Евангелии от Марка). Гипотеза Баура в первоначальном виде была раскритикована уже его учениками, в частности, было опровергнуто его представление о создании новозаветных текстов во II в. Но гипотеза Баура позволила в дальнейшем сформировать исторический взгляд на иудеохристианство как феномен, отличный от позднейшего античного христианства. Однако в конце XIX – XX вв. в более умеренных вариантах либеральной теологии, часто связанных с экзистенциализмом (например, у Р. Бультмана), учение апостола Павла расценивается как синтез или компромисс иудейского и античного мировоззрений. Вместе с тем в современном протестантизме, начиная с А. Швейцера, заметно стремление выявить исторические иудейские корни учения апостола Павла, не порывая с традиционной христианской догматикой (У. Дэйвис, Э.П. Сандерс, А. Маграт, Д. Данн, Р. Сантала, отчасти Н.Т. Райт). Второе. Понятие «паулинизм» означает совокупность богословских доктрин и концепций в протестантизме, придающих особое значение учению апостола Павла, в частности об оправдании верой, которое еще М. Лютер стал понимать как смысловой центр сотериологии (учения о спасении). Лютеранская, баптистская, пятидесятническая теологии нередко проводят различие между сотериологией Павла и позднейшим восприятием христианства, уделяющим особое место церковной иерархии и христианским таинствам, что расценивается как отступление от истины.

 
PR-CY.ru