ПАТРИПАССИАНСТВО

ПАТРИПАССИАНСТВО – второе направление монархианства. Сначала оно появилось в Малой Азии, но затем через Ноэта и его учеников попало в Рим, где жил также Праксей – представитель модализма, против учения которого писал Тертуллиан. В Рим приехал также Савеллий – ведущий представитель этого направления, который учил там примерно с 215 г. Богословие Ноэта следует рассматривать как оппозицию «икономическому» учению о Троице, а также христологии Логоса и тенденциям к субординационизму, которые были в ней заложены. Для Ноэта Отец – единственный Бог, который удален от взглядов людей, но по Своей милости Он выступил и явил Себя. Бог превыше страдания и смерти, но по Своему благоволению Он может подчиниться страданию и смерти. Таким образом, Ноэт стремится подчеркнуть единство Божие. Отец и Сын – это не просто одна сущность, но один Бог под разными именами и в разных образах. Тем самым различие между тремя лицами Божества устраняется. По мнению Ноэта, об Отце можно также сказать, как и о Христе, что Он пострадал. Праксей несколько смягчил это выражение, сказав, что Отец пострадал с Сыном, но его точка зрения также была отвергнута. Тертуллиан назвал это учение «патрипассианством». Модалистические идеи формулировал, в первую очередь, Савеллий. Он утверждал, что Отец, Сын и Дух есть одно, т.е. являются одной сущностью и различаются лишь по именам. Для описания этого он использует некоторые образы: так же, как человек состоит из тела, души и духа, в божественной сущности тоже есть три стороны. Эти три стороны связаны друг с другом так же, как вид солнца, его тепло и свет. Отец есть вид солнца, Сын – его освещающие лучи, а Дух – согревающая сила, которая исходит от солнца. Сын и Дух – это всего лишь образы, которые Божество приобретает при Своем «расширении», при вступлении в мир. Савеллию приписывают слова о том, что «Бог в смысле ипостаси один, но в Писании Он изображается различным образом, в зависимости от потребности контекста». Таким образом, он полагал, что Бог выступает в различных образах на разных стадиях, сначала вообще в природе, затем как Сын, и наконец, как Дух. Три Личности есть различные способы откровения («modi») единого Бога. Эти рассуждения и дали модализму его название. Для Савеллия характерно утверждение о единстве не только сущности, но и личности в Божестве. Учение Савеллия о различных формах откровения соответствует «икономическому» учению о Троице, но отличается от него тем, что Сын и Дух, по мнению Савеллия, выступают друг за другом в различных стадиях. Бог не является одновременно Отцом, Сыном и Духом. Далее он отказывается от различия между лицами, т.е. утверждает, что подлинной Троицы не существует. В представлении об икономии три формы откровения считались самостоятельными ипостасями. В противоположность динамизму, модализм решительно подчеркивает единство сущности Сына и Отца. Но при этом невозможно правильно учить о человеческой природе Христа. Как и в динамизме, здесь мы сталкиваемся с рационалистическим пониманием, в котором откровение подменяется метафизическими построениями. Модализм (или, как его также часто называют, савеллианство) был отвергнут как ересь в связи с осуждением учения Савеллия в 261 г. См. также МОНАРХИАНЕ.

 
PR-CY.ru