ПАСТЫРЬ ГЕРМЫ

ПАСТЫРЬ ГЕРМЫ – произведение ранней христианской литературы. Книга представляет собой как бы серию из пяти видений, двенадцати правил (или «мандатов») и десяти метафор («парабол»), которые ангел покаяния в образе молодого пастуха сообщил пророку. Это – «добрый пастырь» из катакомб, но он встречается и в посвященных Гермесу писаниях как Поимандр и «пастырь людей», где он выступает одним из символов Митры. В этом одна из причин, почему книга быстро стала столь популярной, а во многих местностях составила часть свода священных писаний. Таково мнение Иренея Лионского, Климента Александрийского и Оригена, а также неведомого компилятора «Мураториева канона». «Пастырь» Гермы написан во время династии Антонинов (II в.). В книге церковь сравнивается с некоей башней, строительство которой будет продолжаться до конца света. Времени остается только для последнего всеобщего прощения грехов: богачи да воздержатся заниматься своими делами, пока еще не слишком поздно. Всякое примирение с окружающим социальным миром недопустимо. Автором этого небольшого сочинения с пророческими интонациями, написанного в Риме по-гречески, считается некий египетский еврей, проданный в рабство после падения Иерусалима в 135 г. Одна столичная матрона купила его и затем освободила. Во всяком случае, ясно, что он говорит от имени рабов, отпущенников и малоимущих слоев, которые составляли тогда большинство христианской общины Рима. Монотеизм автора – строго иудаистского толка. Он ни слова не говорит о Христе. Иисус для Гермы – только человек, наделенный исключительными качествами, избранный Богом за его заслуги посредником в предвидении нового закона милосердия и сострадания. Для автора догма значит меньше, чем сострадательное участие. Верующие называются «святыми», как в некоторых новозаветных посланиях и в «Учении двенадцати апостолов». Многозначительно также обличение управителей общины, диаконов, которые «расхищают добро вдов и сирот и присваивают неправедные блага, придерживая пожертвования, которые должны были распределять» («Парабола», 9, 26). Сочинение Гермы было включено в древнейший манускрипт Нового Завета «Синайский кодекс», составленный в конце IV в. Однако было немало противников включения его в число боговдохновенных книг. Так, Тертуллиан, возмущенный снисходительностью Гермы к грешникам, обвинил его в попустительстве  и называл «пастырем чужеложества». См. также Апокрифы.

 
PR-CY.ru