ПАНЕНТЕИЗМ - Страница 2

По мнению Хартсхорна, Бог, будучи сложной реальностью, включает в себя и элемент, который можно назвать простым. Бог знает мир – мир, в котором изменение, развитие и свобода реальны. Чтобы эта свобода и это изменение были реальны, а Божье знание о них было совершенным, само Божье знание должно возрастать и изменяться. Ведь если появляются новые факты (а появляются они, в частности, вследствие действия свободной воли), и Бог узнает эти факты, то тем самым Божье знание возрастает. Совершенное же знание предполагает, что знающий содержит в себе познанное. Зная мир совершенным образом, Бог содержит мир (каким он становится) в себе самом. Мир переживает процессы роста и становления – и те же процессы переживает Бог. Зная мир совершенным образом и включая его в себя, Бог есть наивысший результат. Это значит, что все происходящее оказывает влияние на Бога и изменяет Его, – например, изменяет Его знание. Поэтому Бог – конкретный, сложный и актуальный Бог – познает мир, включает его в себя и изменяется вместе с ним. Тем самым, по представлениям Хартсхорна, Бог проявляет свою любовь к миру, разделяя радости и горести каждого из своих созданий. Каждое происходящее в мире событие влияет на Бога, но Он, будучи наивысшим результатом, сохраняет при этом свою целостность на протяжении всего процесса. Если бы какие-то события могли разрушить реальность Бога, или помешать Ему достичь Его цели (т.е. блага), Бог не был бы наивысшим результатом, совершенным вместилищем мира. Поэтому в Боге есть некий элемент, остающийся неизменным вне зависимости от того, что происходит в мире. Этот элемент вечен и абстрактен. (Убеждение в том, что вечная, абстрактная, сущностная самотождественность Бога совместима с любым состоянием мира, позволило Хартсхорну защищать и использовать онтологическое доказательство бытия Бога.) Отсюда также следует, что Бог есть всеобщая и высшая причина всего сущего. Стоит отметить, что, хотя Бог (вечное, абстрактное, сущностное самотождество) не зависит от конкретного положения дел в мире, Ему все же необходимо существование какого-либо мира. Бог как высшая причина соотносится с вечным, абстрактным и сущностным самотождеством Бога, которое предполагает все события в мире. Вечное и абстрактное само по себе недостаточно реально и может существовать лишь как часть большего целого, характеризующегося временностью и конкретностью. Таким образом, это вечное, абстрактное, сущностное самотождество может существовать лишь как элемент временной, конкретной, сложной реальности, которая и есть Бог в Его полноте. Но Бог может быть сложным, конкретным и временным лишь в том случае, если Он соотнесен с некими случайными ситуациями, т.е. с миром (при этом Он включает в себя мир). Эти ситуации суть акцидентальные (отличные от сущностных) характеристики Бога. Некоторые из происходящих в мире событий представляют собой зло. Бог знает эти события и включает их в себя. Значит ли это, что Бог причастен злу? Нет, – говорит Хартсхорн и предлагает следующую аналогию. В моем теле происходит некое событие. Я знаю о нем и включаю его в себя. Но все же я как личность остаюсь отличным от данного события – не только в плане своей абстрактной и вневременной человеческой сущности, но и в плане своего конкретного и меняющегося сознания. Так и Бог, включая в себя факты зла, отличен от этих фактов – не только в своей абстрактной и вечной сущности, но и в своем конкретном и сложном сознании.

 



 
PR-CY.ru