ПАЛОМНИЧЕСТВО

ПАЛОМНИЧЕСТВО – благочестивое путешествие (часто пешее) верующих христиан к особо почитаемым местам или людям, пользующимся религиозным авторитетом. Паломничество в том или ином виде является элементом практически всех развитых религий. Его истоком, возможно, является восходящее к древним культам представление о связи божества с определенным местом. Верование, что молитва более действенна в определенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, было свойственно уже народам классического мира. Греки и римляне предпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы стекались к священным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали в Иерусалим. Палестина, или Святая Земля, – один из важнейших объектов паломничества и в христианстве как место страданий Спасителя, хотя это и не связано с выполнением заповедей, как у иудеев. В христианском мире паломничество в страну, где совершались божественные деяния Спасителя, вошли в обыкновение в IV в., главным образом, под влиянием примера св. Елены, путешествие которой к св. местам привело к воздвижению Креста Господня. Даже в протестантизме, где паломничество как таковое обычно не практиковалось, многие верующие стремились посетить Иерусалим. Другими местами чисто протестантского паломничества являлись города, связанные с деятельностью великих реформаторов. Но в отличие от других христианских конфессий, протестанты не признают особую сакральность этих мест, и смысл паломничества сводится к чисто мемориальному. Напротив, в католицизме и православии идея особой благодати, дарующей духовные силы и даже исцеление, при посещении святых мест сомнению не подвергается. Особо почитаемыми являются некоторые монастыри (например, Афонская обитель), места упокоения святых или хранения реликвий или икон (например, Ченстохова, где хранится знаменитая «Черная Мадонна»). В христианстве возможны и другие варианты паломничества, например, посещение мест погребения мучеников. Путеводители к Святой Земле и описания паломничеств встречаются уже в IV в. (Бордосский путник 333 г., изданный во 2-м выпуске «Православного Палестинского Сборника»; хождение безымянной паломницы конца IV в., изданное И.В. Помяловским в 20-м выпуске «Православного Палестинского Сборника», СПб., 1880). В конце IV в. отцы церкви (например, Григорий Нисский) из соображений нравственного свойства ополчались против увлечения паломничеством, но вскоре оно было признано церковью делом богоугодным. Крестовые походы по существу были грандиозным, массовым паломничеством. Западная церковь различала великое (peregrinationes primariae) и малое паломничество (peregrinaliones secundariae). К первому, сверх паломничества к Святому Гробу, относили и путешествия в Рим (Limina apostolorum), Компостелу и Лорето, под вторым разумели посещение местных отечественных святынь. То или другое паломничество церковь стала налагать как епитимью, а с XIII в. и светские суды Западной Европы стали приговаривать к паломничеству убийц. Впрочем, в XIV и XV вв. светские суды отказались от наложения большого паломничества, ограничиваясь малым, но зато неоднократным. Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог себя заменить слугой или наемником. Образовались даже светские цехи профессиональных наемных паломников (в Германии называемых Sonnweger), которые вскоре сильно размножились, т.к. этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. и общины снаряжали паломников на свой счет. Паломничество особенно усилилось в XIV в., когда выяснилось, что мусульманские власти относились к христианским паломникам дружелюбно, взимая с них лишь известную подать, а оживленные сношения

 



 
PR-CY.ru