ПАИСИЙ ЛИГАРИД

ПАИСИЙ ЛИГАРИД (или Лихарид; в миру Пантелеймон) (1610–1678 гг.) – митрополит Газы Иерусалимской, духовный писатель. Как выразился митрополит Евгений («Слово о писателях духовного чина»), «он был чуждый нам по своему происхождению, однако, по великому своему участию, – в деле низложения патриарха Никона, – принадлежит к истории нашей». Паисий был родом грек с о-ва Хиоса. В 1623 г. он отправился в Рим, воспитание и образование получил в иезуитской коллегии, основанной папой Григорием XIII (1572–1585 гг.) для греков и, по словам патриарха Никона («Возражение Никона патриарха против вопросов бояр Симона Стрешнева и на ответы Паисиевы»), там принял священнический сан. Курс окончил со степенью доктора богословия. В это время папой был Урбан VIII (1623–1644 гг.), который был очень заинтересован в распространении католицизма на Востоке. Еще во время своего пребывания в Риме Паисий Лигарид издал две книги в интересах латинства: произведения Аркудия и Родина, двух миссионеров латинства в Польше и Греции. В 1641 г. он был отправлен на Восток, но уже в 1644 г. должен был уехать из Константинополя, т.к. на патриарший престол взошел (в первый раз) Парфений II (1644–1646 гг.), энергично боровшийся  с иезуитским влиянием на Востоке. Паисий Лигарид отправился в Яссы, в Молдавию, где был на службе у тарговицкого митрополита Стефана и учителем ясского придворного училища. Кроме того, он занимался приготовлением к изданию на румынском языке Кормчей книги. Отсюда он уехал в Иерусалим с иерусалимским патриархом Паисием, который был там проездом из Москвы, и, по собственному свидетельству Паисия, был в Иерусалиме протопопом. Там он постригся в монахи (в 1651 г.) и был посвящен митрополитом в Солунь, а оттуда переведен в Газу Иерусалимскую (в 1652 г.), но в свою митрополию так и не явился. Исследователи утверждают, что в 1650 г. Паисий Лигарид принимал участие в известном богословском диспуте «о вере» старца Арсения Суханова с греками. Неизвестно, за какие проступки он потом подвергался запрещению патриарха и долго скитался по Греции и Италии. В 1657 г. Паисий Лигарид опять жил в Валахии, где принимал участие в дворцовых заговорах. Тут его застает предложение патриарха Никона приехать в Россию и принять участие в предпринятых им церковных реформах. Но Паисий Лигарид прибыл в Россию только в начале 1662 г., в самый разгар спора между Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Известный справщик богослужебных книг Арсений Грек писал о нем патриарху Никону, по его просьбе, как о человеке обширной учености, а Константинопольский патриарх Парфений II отзывался о Паисии Лигарите как о знатоке церковных правил. По отзыву С.М. Соловьева, он действительно был самый образованный, самый представительный из греческих духовных лиц, являвшихся в Москву. Но H.И. Субботин к этому прибавляет, что Паисий Лигарид «был в то же время самый истый Гречин, какой только приезжал когда-либо в Россию, – хитрый, льстивый, пронырливый». П.В. Знаменский именует Лигарида интриганом, жертвовавшим для своих выгод и долгом, и совестью, а Филарет прибытие Паисия в Россию относит к несчастью церкви. Никон, нуждаясь в образованных людях, был очень рад иметь при себе Паисия, которому и писал об этом 1 декабря 1656 г. Но неизвестно, по какому поводу приезд Паисия тогда не состоялся. Он появился в России в 1662 г. под именем митрополита Газского Предтечева монастыря.

 



 
PR-CY.ru