ПАЛЛАДИЙ, Кафаров Петр Иванович

ПАЛЛАДИЙ, Кафаров Петр Иванович (1817–1878 гг.) – архимандрит (с 1848 г.), один из самых выдающихся наших синологов (востоковедов), начальник Российской духовной миссии в Китае (в 1850–1858 и 1865–1878 гг.). Сын священника, учился в Казанской духовной семинарии. После ее окончания поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, во время обучения в которой познакомился с о. Иоакинфом (Н.Я. Бичуриным), известным русским китаеведом, и увлекся историей и культурой Китая. В 1839 г. принял монашеский постриг и подал в Синод прошение о зачислении его в состав 12-й российской духовной миссии в Китае. Его прошение было удовлетворено, и, оставив обучение в Академии, Палладий под начальством архимандрита Поликарпа Тугаринова отправился в Китай, где в общей сложности провел около 30 лет. В Китае Кафаров в первый раз оставался с 1840 по 1847 гг., усердно изучая китайский язык и литературу. Рукоположенный в иеромонахи и назначенный начальником 13-й миссии, он в 1849 г. вторично прибыл в Китай, где оставался до 1859 г.; после того был настоятелем церкви русского посольства в Риме. В 1864 г. он снова стал во главе китайской миссии. Находясь в Китае, Палладий занимался не столько миссионерской деятельностью, сколько научной работой. Круг его интересов был необычайно широк. Он подготовил ряд крупных исследований по истории религий: «Жизнеописание Будды» («Труды пекинской духовной миссии», том I); «Исторический очерк древнего буддизма» (там же, том II), «Старинные следы христианства в Китае» («Современник», 1863) и др. Широкую известность получили выполненные Палладием переводы памятников китайской и монгольской письменности на русский язык, наиболее значимыми из которых являлись «Старинное монгольское сказание о Чингисхане» («Восточный сборник», издание министерства иностранных дел, Санкт-Петербург, 1877); «Старинное китайское сказание о Чингисхане» (там же), впервые изложенные Палладием на русском языке и представляющие большую ценность для филологов, фольклористов и историков. Палладий интересовался также этнографией и археологией. В 1870–1871 гг. он совершил, по предложению географического общества, экспедицию в Уссурийский край для этнографических и археологических исследований, результаты которых были опубликованы в научных изданиях Географического общества: «Путешествие даосского монаха Чан-чуня на Запад» («Записки Императорского Русского Географического Общества», 1872);  «Дорожные заметки из Пекина до Благовещенска» (там же); «Две недели в китайской кумирне» («Современник», 1863); «Исторический очерк Уссурийского края» («Западное Императорское Русское Географическое Общество», 1879, том VIII). Однако наибольшую известность Палладию принесли его филологические изыскания: разработка основ русской транскрипции китайского языка и многолетняя работа по составлению большого китайско-русского словаря, завершить которую ему помешала болезнь. Работа была закончена старшим драгоманом П.С. Поповым («Китайско-русский словарь», Пекин, 1889). Умер Палладий в Марселе, возвращаясь морским путем из Китая в Россию, и был похоронен на русском кладбище в Ницце. Значительная часть его научных работ до настоящего времени не издана и хранится в фондах различных архивов.

 
PR-CY.ru