ПАРУСИЯ

ПАРУСИЯ (от греч. – присутствие, прибытие) – традиционно употребляется для обозначения Второго пришествия Иисуса Христа в конце времен. Упоминания о новом явлении Иисуса Христа разбросаны по всему тексту Нового Завета, но единое определение отсутствует. Теме парусии целиком посвящена книга Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), в которой изображение парусии сходно с ветхозаветными мессианскими верованиями, прежде всего, с верой в победоносное пришествие Мессии, сына Давидова, освобождающего Израиль. Апокалипсис рисует подробную картину событий, которые будут предварять парусию, дает развернутое описание того, как совершится сам момент Второго пришествия и что последует за ним. Возможно, это представление оказало влияние и на образ парусии в синоптических Евангелиях, где она рассматривается через призму эсхатологии. Христос в этих Евангелиях предстает как всемогущий и справедливый судия, целью пришествия которого является отделение праведников от грешников. Однако здесь нет столь важной в Откровении Иоанна Богослова и в иудейской эсхатологии темы истребления Сыном Человеческим войск Сатаны. Несколько по-иному парусия понимается в Евангелии от Иоанна, где явление Сына Человеческого связано с пришествием Утешителя – Духа Святого. В четвертом Евангелии парусия ставится в прямую зависимость от нисхождения и действия Святого Духа после вознесения Христа. При этом евангелист Иоанн подчеркивает непрерывную связь христиан с Христом и после его вознесения, которая осуществляется в действии Святого Духа. В связи с этим, согласно Евангелию от Иоанна, парусия находится в прямой зависимости от пневматологического аспекта христианства, однако четких причинно-следственных связей, приводящих к парусии, здесь не дается, а главным фактором остается мистический аспект действия Святого Духа в исторической перспективе. В Откровении и соборных посланиях апостола Иоанна Богослова указывается на то, что главным признаком парусии станет пришествие Антихриста, который будет побежден Христом в момент совершения парусии. Особое значение в развитии представления о парусии сыграли послания апостола Павла. Следует отметить, что он рассматривает учение о парусии в 1-м и 2-м посланиях к Фессалоникийцам и в 1-м послании к Коринфянам. В этих текстах апостол Павел дает яркую картину парусии, во многом предопределившую дальнейшее развитие и понимание этого образа в христианской традиции.

 



 
PR-CY.ru