ОСОРЬИН (Осоргин) Георгий Васильевич - Страница 3

Каллистрат Осорьин способствовал распространению и утверждению почитания Г.В. Осорьина и праведной Иулиании в муромских землях. Хранителями памяти о супругах стали члены семьи Осорьиных (с середины XVII в. называвшихся Осоргиными), в роде которых в честь Г.В. Осорьина старшего сына всегда называли Георгием. Источники XVIII в. (иконописный подлинник Георгия Дмитриевича Филимонова) свидетельствуют о том, что наряду с праведной Иулианией в муромских землях почитался и её супруг, а также дочь Феодосия, которых изображали на иконах. Под 2 января Г.В. Осорьин вместе с другими членами семьи Осорьиных упоминается в «Алфавите русских святых» старообрядческого монаха Ионы Керженского: «Преподобная Иулияния, Георгии, Димитрии, Феодосия Муромския, в селе Лазоревском. И Авраамий Стародубский, внук Иулиянии». В 1801 г. Владимирский и Суздальский епископ Ксенофонт (Троепольский) запретил служение молебнов Г.В. Осорьину и праведной Иулиании, в 1867–1868 гг. совершение молебнов было восстановлено. По мнению исследователей, в конце XIX в. существовало почитание святых Иулиании и Феодосии, почитание Г.В. Осорьина было утрачено – архимандрит Леонид (Кавелин) не упомянул его в списке русских святых. Церковное почитание Г.В. Осорьина возрождено включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование которому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиепископа Серапиона (Фадеева). Ранних изображений Г.В. Осорьина не сохранилось; об их существовании известно из литературы начала XX в. В принадлежавшем Г.Д. Филимонову сводном иконописном подлиннике XVIII в. приводится описание древней иконы праведной семьи Осорьиных: «Святыя праведныя Иулиании Муромския на реке Илевне; подобием аки Елисавет, на главе плат зелёной, верхняя риза баканная, исподняя голубая, десница прижата, в шуйце лестовка. А муж ея Георгий надсед, брада аки Григория Богослова, шуба княжеска киноварная, исподняя зеленая, в шапке; а дщерь ея, инока схимница Феодосия; на иконе на старой писаны. А сын ея Димитрий, у него ныне сын Аврамий в Стародубском уезде». Чудотворная икона праведной Иулиании из церкви Успения Богородицы погоста Муська Муромского уезда, которая «в глубокой древности явилась на озере Святе, отстоявшем от погоста на 4-5 верст, откуда и была принесена в храм», имела шесть житийных клейм, причём в двух из них («Бракосочетание» и «Благопопечительное служение мужу») был изображён Г.В. Осорьин. Подобное житийное произведение 1925 г., созданное Дмитрием Семёновичем Стеллецким, находится в церкви Сергия Радонежского в Париже. На основе указания подлинника разработана современной иконография Г.В. Осорьина. На иконе «Собор Муромских святых» 1996 г. работы Игоря Вячеславовича Сухова, написанной для муромского Новодевичьего во имя Святой Троицы монастыря (в настоящее время в церкви в честь Муромской иконы Божьей Матери, в монастырском скиту около деревни Мишино, близ Мурома), праведник изображён в числе других местных подвижников (всего 21), в правой группе, в одном ряду с супругой праведной Иулианией и дочерью схимницей Феодосией. К торжествам, посвящённым 400-летию со дня преставления праведной Иулиании, для возрождённого храма архангела Михаила в селе Лазареве близ Мурома (где до 1930 г. находилась гробница с её мощами) тем же муромским иконописцем выполнена икона, на которой Г.В. Осорьин представлен со святыми женой и дочерью как подвижник, относящийся к «лику мирян», в светских одеждах русского горожанина XVII в.



 
PR-CY.ru