ОРИГЕН - Страница 7

Он иное, чем Отец, хотя и одно с Ним. Сын существует подобно тому, как свет от огня существует вне огня, будучи производным от источника и в то же время как нечто самостоятельное. Однако, называя Отца источником Сына, не следует понимать это так, что Он передал Сыну какую-то часть Своей сущности. Нет, сущность Отца неделима и неизменяема. Что касается природы Сына, то Он «сущностью превосходит всё созданное» и не сотворён Отцом из несущего, т.е. Его нельзя мыслить вне сущности Отца. Сын совечен Отцу, ибо Отец рождает Сына не во времени и не так, словно Сына когда-либо не было; они неотделимы друг от друга и едины. В этом единстве как раз и заключается вся суть вечной Божественной жизни, в которой благой Бог Отец, имея и содержа в Себе начала всего, реализует Себя через рождение Сына (Логоса), творя одновременно и совечный Себе мир. Таким образом, развиваемая Оригеном система вполне обходилась без третьего Лица Троицы – Святого Духа. Поэтому учение о Нём осталось в его богословии совершенно неразработанным, а сам Ориген был отлучён от церкви, поскольку церковь не мыслила себя без Святого Духа: если нет посредничества между Отцом и Сыном, то не нужно посредничество и самой церкви в лице её клира. Какова же в системе Оригена роль воплощённого Логоса – роль Христа? Дело в том, говорил Ориген, что Бог не остаётся безучастным зрителем извечного круговращения существ. Бог Сын не хочет и не может испивать вино небесной радости без нас, без всех, впавших из-за своих ошибок в грех. Его радость не полна, если есть ещё грешники и страждущие, если мёртвые ещё не стали живыми. Поэтому Он никогда не оставляет попыток направить человечество к добру и постоянно посылает в помощь людям избранные души, которые облекаются плотью; это – пророки. Так как эти посредники оказываются недостаточными, Логос, в конце концов, приходит Сам – соединившись с телом; Он является людям в виде Христа. Вхождение в мир души Иисуса Христа, которая до всех времён была соединена со Словом-Логосом и есть чудо Боговоплощения. Ориген считал, что божественная природа не могла быть примешена к телу без посредника, а телесной могла стать лишь душа, способная воспринять Бога. Поэтому сотворивший всё Логос избрал из всех душ одну, которая «от начала творения неотделимо и неотлучно приникла к Нему…» – душу Иисуса. Эта «весьма чистая и ясная» душа соединилась с Логосом. В ней и через неё «Божья Сила … погрузилась в человеческую природу, так что произошло соединение двух природ, Божеской и человеческой». Таким образом, Бог Сын не только воплотился, но и вочеловечился, принял не только человеческое тело, но и разумную человеческую душу. Поскольку Христос пришёл спасти человека вместе с его душой и волей, Он и должен был воспринять в единстве с Собой всю человеческую природу. Цель Боговоплощения была двоякой. Во-первых, это было откровение Божества человечеству: Своими проповедями, Своим примером, самой силой Своей личности Христос указал заблудшему человечеству путь к спасению. Но вместе с тем Боговоплощение стало искуплением падшего человека. Поэтому оно и завершилось смертью на кресте. «Но кому же дал Христос в искупление Свою душу?» – спрашивает Ориген. И отвечает: «Конечно, не Богу, но только лукавому… Ведь он держал нас, пока не получил за нас плату – душу Иисуса. Но он ошибся в своих расчётах: и, получив, не мог овладеть ею и удержать её». И таким образом, дьявол, владевший всеми душами людей, лишился всего своего царства. Над людьми же после их грехопадения он царствовал по справедливости. Согласно с идеей великого круга предсуществования, творения, грехопадения, воплощения, восхождения и всепрощения, Ориген учил, что суть божественного промысла, управляющего мировым порядком, состоит в спасении всех разумных существ (включая ангелов и дьявола): в их покорении Богу через исполненное любви Слово, в их очищении и «апокатастасисе» – уничтожении зла и смерти и всеобщем воссоединении с Богом. Как Сын-Логос, Христос, являясь посредником между Богом и миром, во всей полноте отражает волю Бога, раскрывает её людям и ведёт к спасению.

 



 
PR-CY.ru