ОРИГЕН

ОРИГЕН (около 185 – 253/254 гг.) – знаменитый христианский теолог и философ, представитель ранней патристики, самый крупный богослов-мыслитель Восточной церкви, наложивший неизгладимую печать на всё последующее догматическое развитие. Он стоял у истоков гомилетики (науки о христианской церковной проповеди), апологетики (защите христианского вероучения) и экзегетики (толкования священных текстов), был одним из первых систематизаторов догматики и создателем методов теологического анализа. Оригену впервые удалось осуществить полный синтез библейского предания с древнегреческой философией, чем и была заложена основа христианского богословия. Хотя в 553 г. Пятый Вселенский (Второй Константинопольский) собор осудил его учение как ересь, оно оказало серьёзное влияние на христианскую мысль; последователями Оригена были как Отцы церкви (Евсевий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), так и более поздние теологи; от него исходят все крупные церковные мыслители Востока в течение всего раннего Средневековья. При его оценке многие исследователи выбирают не совсем верную точку зрения: его провозглашают философом и обвиняют в нагромождении не поддающихся согласованию допущений. Между тем Ориген – только религиозный мыслитель, который хорошо знал греческую философию, многое из неё заимствовал. Но в его системе она играет декоративную роль и обслуживает первостепенные вопросы сотериологии (учения о спасении). Она даёт Оригену не принципы и даже не метод, а настроение, благородное дерзновение, святую свободу, которая позволяла ему не быть слугой упрощённого понимания христианства, выраставшего на почве некультурности главной массы верующих. Построения Оригена иногда обнаруживают следы разительного совпадения с отделами «Эннеад» (сборника произведений Плотина; 204/205 – 270 гг.), но, взятые из общей сокровищницы эпохи, несут у него иную службу, чем у основателя неоплатонизма. Однако, несмотря на то, в центре внимания Оригена является религия, его систему исследователи столь же мало могут назвать схоластикой, как и философемы выдающегося представителя еврейского эллинизма Филона Александрийского (около 25 г. до н.э. – около 50 г. н.э.) и Плотина. Внутренняя свобода спасает её от положения рабски рассуждающей рабыни богословия. Систему Оригена исследователи определяют как исправленный гносис (знание о сути всех вещей). Ориген идёт по тому же пути, по какому шли гностики, – и в этом исследователи видят главный ключ к пониманию его доктрины. При чтении трактата «О началах» им бросается в глаза, что Маркион (около 85 – 160 гг.), Валентин (ум. около 160 г.), Василид (II в.) и другие гностики – главные противники, с которыми считается Ориген, и что все частные темы его рассуждений продиктованы ему гностицизмом. Но в отличие от апологета Иринея Лионского (около 130 – 202 гг.) и выдающегося христианского теолога Тертуллиана (155/165 – 220/240 гг.), Ориген в критике гностических построений не всегда становится на прямо противоположную позицию. Отклоняя пункты, абсолютно не согласуемые с христианством, он пытается найти средний путь, делает уступки, иногда удерживает общий с гностиками язык. Его гносис неизбежно должен был призывать к порядку и неумеренных сторонников кафолической церкви, поэтому его недруги – не только весьма сведущие и образованные еретики, но и свои по недостатку ума, выступающие с неумеренными претензиями. Исходным пунктом рассуждений Оригена (как и у гностиков) является вопрос: откуда зло? Именно этим орудием гностики опустошали души. При строгом монотеизме эта проблема поддаётся решению с величайшим трудом, а для масс верующих такие сложные решения просто непосильны. Ориген (как и гностики) пытается «снять с божественного промышления все обвинения в несправедливости». Но в то время как гностики для достижения этого результата допускали второе начало мира (Демиурга-Зиждителя) и перекладывали вину на него или на материю, Ориген энергично отстаивает догмат единого Бога Ветхого и Нового Заветов, Творца мира, и горячо полемизирует с дуализмом.

 



 
PR-CY.ru