ОЛЬГА - Страница 5

История не знает сослагательного наклонения, не способна усвоить уроки прошлого, и развивается по своим, не совсем понятным для нас законам: волями судеб ли миллионов людей, отдельных исторических личностей или вмешательством Провидения. «Не подражай Тациту, но пиши, как писал бы он на твоём месте», – универсальное правило историка. Великими историками были Василий Никитич Татищев, Николай Михайлович Карамзин, Василий Осипович Ключевский и другие, но все они прекрасно знали, что только чувство оживляет повествование, что пристрастие как следствие слабого ума и слабой души несносно в истории, как несносно и отсутствие любви к отечеству, потому что где нет любви, там нет и души. История не роман, и мир не сад, где всё должно быть приятно. Однако голый рассказ о событиях не передаёт ни духа времени, ни причинно-следственных связей, ни истинного величия исторических личностей, ни образа жизни и мыслей предков. Какими они были, великаны сумрака: Олег и Святослав, князь-волк Игорь и слепец Василько, Владимир Мономах и Михаил Тверской, Дмитрий  Донской и Александр Невский? Или княгиня Ольга, например. Кто она? Разные исторические и литературные памятники изображают её настолько противоречиво, что невольно встаёт вопрос: кто именно скрывается за этим литературным персонажем, образом мудрой правительницы и равноапостольной святой православной церкви? Православные люди земли русской считают её великой киевской княгиней, с которой началось обращение к Богу варварских племён, населявших Восточно-Европейскую равнину. Для них это – темпераментная, предприимчивая княгиня, которая тем и замечательна, что не превратила своих христианских убеждений, своей миссионерской и церковной деятельности в программу политического переворота и захвата власти. Она якобы и к главному виновнику неудачи всей своей жизни, к сыну своему Святославу и к его законным правам наследства поставила себя в подвижническое и духовно-красивое положение любящей матери и подлинной христианки. А основой для создания такого образа служит «Повесть временных лет…», где говорится, что жила Ольга с сыном своим и мечтала, чтобы тот принял крещение. Но тот и слушать об этом не хотел. Тех же, кто окрестился, бранил и ругал, потому что язычникам христианская вера уродство есть. А Ольга часто говорила ему: “Я, сын мой, Бога познала и радуюсь. Когда ты Его познаешь, тоже будешь радоваться”. Но тот даже не прислушивался к её словам и говорил: “Как же я один смогу принять другой закон? А дружина моя будет смеяться над этим”. Она же отвечала ему: “Если ты сам окрестишься, все сделают так же”. Но сын её не слушал и жил по языческим («поганским») законам. О княгине Ольге исследователи судят также по византийским хроникам или по Житиям. Согласно Житию, она – уроженка псковской земли, родом из села Выдубцы на границе с немецкой землёй, из народа варяжского, от простых людей. Вот что рассказывает некое древнее предание. Однажды князь Игорь, тогда ещё совсем юный, в Псковской земле тешился охотой и увидел на другой стороне реки хорошую добычу, и не мог он перебраться через реку, не было у него лодки. И увидел он, что кто-то плывёт по реке на лодке, и позвал лодочника, и велел перевезти себя через реку. И когда плыли они, взглянул на гребца того и увидел, что это девица (а это и была блаженная Ольга), юная, красивая и отважная. И разгорелась в нём страсть, и обратился он к ней с бесстыдными словами.

 



 
PR-CY.ru