МАКЕДОНИЙ I

МАКЕДОНИЙ I (ум. после 360 г.) – Константинопольский архиепископ в 342–346 и в 351–360 гг. С его именем связано появление учения «духоборцев», которыми, собственно говоря, были все крайние ариане (см. Ариане). По строгой последовательности их системы они не могли допустить, чтобы и Дух Святой был равен Отцу. Василиане же подошли к православию только в учении о Сыне Божьем, но к ответу на вопрос об отношении Святого Духа к Отцу и Сыну они оказались неподготовленными, поэтому и повторили старый тезис о подчинении Святого Духа Сыну. Но связывание секты духоборцев, отрицавших равенство Святого Духа Отцу с именем Македония I, по мнению Василия Васильевича Болотова (1853–1900 гг.), безосновательно, поскольку к его имени духоборство примкнуло совершенно случайно. Партия омиусиан (крайне правая) не во всём своём составе вошла в ряды младоникейской лиги. Многие, признав единосущие (омоусию Сына с Отцом), не могли усвоить тех же взглядов на ипостась Святого Духа. Под влиянием воззрения Оригена (около 185 – около 254 гг.) они или признавали его сотворённым, или, во всяком случае, не допускали наименования его Богом. Между тем Афанасий I Великий, Запад и младоникейцы стояли за омоусию Святого Духа. Расхождение резко обозначилось с конца 360 гг. В духоборы попал даже друг Василия Великого (около 330 – 379 гг.) Евстафий Севастийский (ум. около 380 г.). После смерти архиепископа Александра (313/314/325 – 337 гг.) его православные последователи поддержали Павла (337–339, 341–342, 346–351 гг.), тогда как ариане выдвинули кандидатуру Македония. В этом споре православная партия одержала верх, и Павел был избран архиепископом, однако это произошло в отсутствие в столице сочувствовавшего арианам императора Констанция II (337–361 гг.). Созванный в 338 г. императором синод сместил Павла, и архиепископом стал арианин Евсевий Никомедийский (339–341 гг.). Смерть Евсевия возобновила конфликт между Павлом и Македонием. По сообщению византийского хрониста Феофана Исповедника (Сигрианского; около 760 – 817 гг.), находящийся в Антиохии император приказал полководцу Гермогену, посланному во Фракию, отклониться от своего пути и изгнать Павла, «но чернь сожгла его дом, его самого убила и труп бросила в море». Разгневанный Констанций II лишил столицу 40 тыс. ежедневных хлебов из установленной его отцом выдачи в 80 тыс. хлебов. Павел был изгнан, однако Македоний, порицаемый за подстрекательство к беспорядкам и самовольное провозглашение архиепископом, также не занял вакантный пост. Изгнанный Павел отправился в Рим, где заручился поддержкой папы Юлия I (337–352 гг.). Вернувшись с папскими грамотами, он вновь навлёк на себя гнев находившегося в Антиохии императора. Исполняя приказ императора, префект города Филипп изгнал Павла в его родной город Фессалоники («Македония же посадил с собой на колесницу и разбойнически поставил как бы тираном церкви, несмотря на сопротивление православных, при котором погибло три тысячи полтораста мужей»). Вскоре после этого, опасаясь за свою жизнь, Константинополь покинул и бежал в Рим Афанасий I Великий, куда также из Фессалоник отправился Павел, надеявшийся на поддержку императора Константа (337–350 гг.). В этом вопросе западный император был готов зайти настолько далеко, что угрожал своему брату войной. В результате Констант уговорил Констанция созвать Собор в Сардике, на котором константинопольский престол был возвращён Павлу. Однако вскоре Констант был убит, и Констанций стал единоличным правителем Востока. Павел был вновь изгнан, а Македоний восстановлен. В 358 г. Македоний утратил расположение императора, самовольно переместив тело Константина I Великого из церкви Апостолов в храм Святого Акакия. В 359 г., после бурных событий Селевкийского собора император отдал предпочтение умеренным арианам-«омеям», возглавляемых епископом Кесарии Палестинской Акакием (ум. в 363 г.), а вскоре на Соборе, созванном по случаю освящения храма Святой Софии, Македоний I вместе с рядом своих сторонников был низложен.

 
PR-CY.ru