МОНАШЕСКОЕ ОДЕЯНИЕ

МОНАШЕСКОЕ ОДЕЯНИЕ, обыкновенно чёрного цвета, должно непрестанно напоминать монаху данные им обеты и располагать его к глубокому смирению. Монашеское одеяние различается по трём степеням монашества. Новоначальные монахи носят рясу (одежда смирения, презренная, неопоясанная) и камилавку. Монахи второй степени (или малосхимники) опоясываются под рясой кожаным поясом в знак умерщвления плоти, покрываются сверх камилавки клобуком, означающим шлем спасения, а сверх рясы одевают мантию или палий – безрукавную одежду, охватывающую всё тело в знак того, что все члены тела у монашествующего мертвы для мира. Монахи третьей степени (или великосхимники) вместо клобука покрываются кукулем, который закрывает голову и спускается на оба плеча, грудь и спину и везде покрыт изображениями креста. Кукуль называется кукулем беззлобия, поскольку он должен непрестанно напоминать великосхимнику обязанность хранить незлобие и младенческую простоту. Наконец, монах опоясывается так называемым аналавом (или параманом), располагаемым крестообразно, для всегдашнего напоминания, что монах должен носить на своём теле язвы Иисуса Христа. Параман носят и малосхимники. Монахи древнейшего периода (времён Пахомия в Египте) носили коловий – поколенную рубашку без рукавов, кожаный пояс, милоть или короткий плащ вроде капюшона из овчины, кукуль – шапочку вроде скуфьи и мафорий – покров на шапочку вроде башлыка. В современной одежде монахов нет ничего древнего. Ряса и подрясник – такие же, как у белого духовенства. Головной убор монахов состоит из двух частей: камилавки и крепы. Нынешняя камилавка заимствована патриархом Никоном (1652–1666 гг.) у греков. Её дониконовская форма в виде скуфейки сохраняется у старообрядцев, а ещё более древняя форма, в виде глубокой скуфьи, уцелела у монахов великосхимников. Нынешняя крепа, существующая для украшения, выродилась из древнего мафория.

 
PR-CY.ru